Кадеты "Навигацкой школы" вернулись из морской экспедиции

В задачи похода входило изучение историко-культурного наследия Беломорья и организация морской практики.

В последние два года кадеты проходили практику на швертботах и яхтах Чупинского морского яхтклуба, в этом же году парни осваивали новое судно - поморский карбас.

Историческая справка: Карбас - большая промысловая или грузовая лодка от 5-6 до 10-12 метров в длину, единственный вид поморского судна, дошедший до наших дней. Карбаса строят по всем берегам Белого моря, и зачастую суда с разных берегов сильно отличаются друг от друга по обводам. Еще в середине XX века карбаса оснащались парусом, но теперь их делают только под мотор. Наше судно было построено минувшей весной в поселке Умба местным мастером-лодочником.

В длину судно вышло 7 метров, в ширину - 2,2 метра. Парус для судна решили сделать прямым - такими поморы оснащали и шняки, и карбаса еще столетие назад, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии тех лет. Парус кадеты пошили своими силами - еще в начале лета, на втором этаже школы. Карбас Навигацкой школы, в народе прозванный Варлаамом Керетским Вверху - фрагмент старинной фотокарточки (альбом - Типы и виды Архангельской и Олонецкой губернии).

На двух нижних картинках - наш карбас Мы забрали карбас из мастерской в первый же день, как приехали в Умбу - и сразу перегнали его на нашу первую стоянку, что находилась на мысу на окраине поселка. Здесь мы готовили судно к выходу - делали кочеты и мостки, дорабатывали рулевое устройство, изготавливали мачты, реи и прочий рангоут, занимались такелажными работами. Здесь же проводили первые испытания карбаса на воде. Карбас готовили к выходу четыре дня.

На переднем плане - Коля Чугриев, в прошлом кадет Навигацкой школы Во время практических занятий в первую очередь отрабатывалась техника гребли Наконец, 17 июля вечером, поймав затишье, вышли в море. Наверное, нужно пару слов сказать об организации движения в нашем походе. Всех нас, вместе с руководителями, было 16 человек. Конечно же, в карбасе все вместе не поместились бы, поэтому изначально планировали двигаться двумя отрядами, один пешим ходом, другой на карбасе - поочередно. Необходимо было добраться до места, удобного для обустройства базового становища, от которого можно было бы совершать радиальные выходы для исследования окрестных берегов с целью поиска объектов историко-культурного наследия.

В каждом отряде обязанности были распределены между всеми его членами. Один кадет отвечал за кострище, другой - за ужну (съестные припасы), третий - за ремонтные работы и т.д. В обязанности ребят входило также обеспечение исследовательской работы, здесь наибольшая ответственность ложилась на чертежника. А перед руководителями держал ответ за всех отрядный старшина. Маршрут экспедиции (синим цветом отмечены морские переходы, красным - сухопутные) Старшины - Саша Кособоков (слева) и Федя Горталов.

Не будем сейчас подробно рассказывать о всех наших приключениях и перемещениях - трудностей хватало, но было интересно. Иногда нужно было забрасывать один отряд к месту начала пешего перехода, потом несколько верст гнать порожний карбас обратно, загружать его всеми экспедиционными вещами (т.к. пеший отряд уходит налегке), и после со вторым отрядом идти через море к заветной точке встречи, намеченной заранее на совещании старшин и руководителей. А бывало и так, что в заданной точке обстоятельства не позволяли встретиться - и один раз отряды ночевали раздельно, поддерживая связь только по рации.

Переход до второй стоянки завершился только под утро Так выглядит карбас перед заброской всех вещей и снаряжения на новую стоянку. Получается целый поезд из карбаса, надувной лодки и деревин​ Ход гребью (заброска на базовое становище)​ Ход под парусом крутой бетью (заброска на радиальный выход) Силы Природы также делали свою работу. Ветер-полуношник (северо-восток) задержал продвижение экспедиции в общей сложности на 2-3 дня. А из-за обилия мошки пришлось даже перенести базовое становище - оставаться в небольшой скалистой (и, кстати, необыкновенно красивой) губе, примеченной на карте еще в Москве, означало обречь всех участников похода на многодневную пытку.

Становище перенесли в стратегически менее выгодную, но очень удобную и уютную губку, обнаруженную пешим отрядом Кособокова. Там мы провели несколько дней, совершали радиальные пешие и морские выходы по окрестностям. К сожалению, в этом году находок было очень мало. Зато удалось собрать кое-какую информацию от рыбаков о потенциально интересных местах, до которых в этом походе добраться уже не получалось. Эти места мы обязательно исследуем в следующую навигацию. Якорная стоянка в Островской губе. Именно здесь поначалу мы хотели сделать базовое становище Одинокая луда в Островской губе Одна из немногих находок этой экспедиции - крест в Островской губе (слева на фото - А. Николаев, выполнивший чертеж креста)​ Последним, самым трудным и ответственным мероприятием экспедиции был переход от Умбы (туда мы снова вернулись для пополнения запасов) до тони Тетрина, где мы должны были оставить на зимовку карбас.

Пеший сводный отряд забросили морем в Сосновую губу, откуда он под руководством Богдана за два дня пересек тайгой Турий полуостров. Остальные на карбасе вышли на день позже. Под северо-востоком в полветра добежали до Турьего носа, но за нос поворотить под парусом не получилось - сбивало течение. Не дождавшись смены течения, в конце концов пошли гребью. Участники пешего перехода добрались до тони Тетрина на несколько часов раньше, но так устали, что, не дожидаясь карбаса, попадали спать. Карбас с моря встречали радушные хозяева тони и удивленные гости-туристы... Турий нос или по-местному Тура-матушка.

Самая южная точка Турьего полуострова Подмастерье Ваня Николаев осваивает работу вожжами (так поморы называют брасы) Чертежник и костровой Серафим Новиков после короткого сна на якорной стоянке На тоне Тетрина мы дополнительно просмолили карбас, перевернули и укрыли его, оставили на зимовку. К сожалению, у нас не осталось времени на проведение интересного эксперимента - сооружение "вавилона" (в науке еще называемого "лабиринтом"). Делать это в спешке не хотелось, и мы решили отложить это мероприятие до следующего года. Экспедиция закончилась 29 июля - в этот день наш поезд прибыл Москву на Ленинградский вокзал. За спиной остались километры тайги и морских просторов. И самое главное - опыт, необходимый для будущих походов. Надеемся, что к следующей навигации карбас останется таким же крепким. Мы сделаем для этого все необходимое.

Старинная тоня Тетрина - здесь наш карбас проведет долгую северную зиму Участники экспедиции - Щетанов В., Бут Б., Николаев А., Новиков С., Сергеев Д., Кособоков А., Перегудин Б., Новиков С., Заварыкин Я., Чугриев Н., Николаев И., Абрамов Н., Горталов Ф., Красноперов Н., Долженко А., Кузьмин А. Спасибо всем кадетам, старшинам и носовщикам! Спасибо Екатерине Кузьминой - за поддержку связи с экспедицией! Лично благодарю Дмитрия Андреевича, Богдана Дмитриевича и родителей Саши Кособокова! И еще, у нас теперь появилась своя группа ВКонтакте, называется "Дальний поход" - https://vk.com/dalnypohod Здесь мы публикуем фото и видео всех походов "Навигацкой школы", здесь же будем выкладывать новости по организации новых экспедиций. Присоединяйтесь - уже сейчас можно строить планы на будущее лето!

-- В. Щетанов


← "Безопасная Столица" проверила школы Западного округа к 1 сентября на безопасность

→ Сотрудники Госавтоинспекции ЗАО подвели итоги мероприятия «Нетрезвый водитель»