Ситуационной центр ЦОДД следит за дорогами 24/7

Центр организации дорожного движения опубликовал адреса почти двух с половиной тысяч камер фотовидеофиксации. Сотни терабайт информации в режиме реального времени стекаются в Ситуационный центр. О том, как работает интеллектуальная транспортная система, и можно ли скрыться от взора всевидящего ока, мы узнали на экскурсии в ЦОДД.

Большой брат в режиме онлайн

По словам руководителя проектов Ивана Морданова, в таком мегаполисе как Москва без умных систем наступит коллапс. «Дорожно-транспортная сеть - это скелет, которым нужно правильно пользоваться. При такой интенсивности потоков само по себе движение организоваться не может», - считает эксперт.

Сегодня, полагаясь на высокотехнологичные органы чувств, светофоры способны пропустить или задержать поток, зная, что дальше пробка. Детекторы определяют длину очереди, скорость, количество и размер машин.

Сейчас в городе насчитывается порядка 3 тысяч светофоров. Каждый из них – отдельный большой компьютер, который находится на связи с Ситуационным центром.

«Перед вами карта светофоров Москвы. Если мы посмотрим на фиолетовые полоски, это те самые светофоры, которые объединены между собой в координацию. Например, первый светофор говорит: я знаю, что ко мне приехало столько-то автомобилей. В такой-то момент времени я включил им зелёный свет на 50 секунд. Второй сообщает: хорошо, я понимаю, что они ко мне приедут, и я их немного задержу, потому что дальше пробка. А третий отвечает: ну спасибо, ты их подержал, я вижу, что пробки дальше нет, поэтому я включу зелёный свет», - объяснил принцип работы Иван. 

Каждый новый автомобиль, попавший в поле зрения, становится мерцающим огоньком на карте компьютера. В будний день по ней передвигается примерно 3-7 миллионов звёздочек, которые периодически сталкиваются.

Разрулить ДТП помогает дорожный патруль. Люди на зелёных машинах составят европротокол, сломалась машина - дотянут до парковки, обозначат место аварии. Оперативные данные (фотоотчёт, причина поломки и т.д.) фиксируются в журнале Ситуационного центра. «Их бояться не надо. Они прекрасно обучены и направлены на то, чтобы помогать людям», - говорит Морданов. Патруль работает бесплатно, не имеет права эвакуировать или выписать штраф. Этим занимаются другие службы: «Давайте развеем мифы. ЦОДД не эвакуирует машины. Если вы услышали, как кто-то заявляет, что ЦОДД опять эвакуировал его автомобиль, то это неправда. У нас нет таких полномочий. Кроме того, ЦОДД не может выписать штраф. Штрафует ГИБДД».

«Конечно, ни кто не любит получать «письма счастья», - продолжает эксперт разговор о штрафах. - Но эта система в первую очередь направлена на безопасность. За последние 5 лет количество погибших на дорогах Москвы сократилось более чем на 40%».

Чтобы Большой брат оставался в курсе событий, огромное количество сотрудников поддерживает его в форме. Но даже их сил бывает недостаточно. Потому ЦОДД всегда открыт для тех, кому он служит. Сообщить о проблемах в работе светофоров, неисправностях дорожных знаков, стёртой разметке и т.д. можно на портале «Наш город» или по короткому номеру 3210. Ответственное подразделение не оставит запрос без внимания.

Оно же, кстати, направлено и на пассажиров. В Ситуационном центре следят за всеми такси, которые работают через приложения. Видят свободных и принявших заказ водителей. Кроме того, есть доступ к камерам в салонах общественного транспорта. Помимо места расположения автобусов можно определить, какое количество пассажиров использовало тот или иной маршрут. Сколько было льготников, сколько человек оплатило проезд. Также доступно видео с камер наблюдения, установленных на зданиях. «Все эти меры необходимы, чтобы жизнь в мегаполисе была безопасней», - убеждён Морданов.

В конце презентации юным гостям подарили полезные сувениры с символикой ЦОДД. Кроме того, участники встречи смогли задать несколько вопросов.

Можно ли скрыться от камер фотовидеофиксации?

- При той архитектуре, как они установлены, это практически не возможно. С тех пор как начали внедрять систему наблюдения, количество угонов сократилось в разы. Помимо этого, у полиции много инструментов, разработанных, в том числе, под их заказ.

Начнут ли камеры в автобусах определять зайцев?

- С точки зрения технологии, такое уже есть. Если раньше система распознавания лиц считалась чем-то фантастическим, то сегодня она уже применяется. Сейчас в общественном транспорте действуют системы мониторинга пассажиропотоков. Они определяют, сколько вышло, вошло и т.д. Так что всё возможно.

Нужно ли увеличивать количество камер?

- Да, камер становится больше, но согласно потребностям города. Безопасность можно повышать бесконечно. И такие планы есть. Главное – это положительные изменения, которых удалось достичь. Город продолжает работать в этом направлении.

Что нас ждёт в плане дальнейшего развития транспорта в столице?

- Несмотря на увеличение числа людей и автомобилей, мировая тенденция сводится к тому, что содержать личный транспорт в мегаполисе становится накладно. В то же время город отвечает на спрос населения, предоставляя разные способы для поездок. Например, нам надо на работу. Заходим в приложение. На каршеринге можно добраться до нужного адреса или до ближайшей станции метро. Вышли на нужной станции, пересели на автобус. Ездить можно и на велосипеде, взятом на прокат.

Каршеринг позволяет использовать машины продуктивней и не оставлять их стоянке в течение всего дня. Люди понимают, что аренда транспорта удобна, и это дешевле. Личный автомобиль требует ухода. А здесь сел, приехал и дальше пошёл, голова за его сохранность не болит.

Какие навыки нужны для работы в ЦОДД?

- На базе ЦОДД действует несколько кафедр университетов, к нам приходят студенты. Мы их обучаем, берём на практику. У нас есть пресс-служба, работают технари, аналитики, математики. Количество специализаций достаточно велико.

Чтобы работать в дорожном патруле или в дежурной смене, надо очень хорошо знать географию Москвы и ПДД. Причём на очень высоком уровне, который поможет решать реальные ситуации. Года полтора назад к нам хотел устроиться учитель теории в автошколе, и он не смог пройти экзамен, чтобы попасть к нам на работу.

Дежурная смена работает днём и ночью по 12 часов. Есть те, кто выходит пять дней в неделю. Руководящий состав на связи 24/7.

Часть диспетчеров привлекается для выездов мобильного ситуационного центра. Там есть свой штаб, компьютеры, связь, система управления. Он был задействован для регулирования движения наземного транспорта вдоль закрытого участка из 9 станций Сокольничекой линии метро.

День за днём

- Могу сказать, что жизнь города это очень интересно, ведь каждый день происходит что-то новое. Нет ни одного дня, чтобы что-то не случилось, и наши сотрудники узнают обо всём первыми. Оперативная работа в патруле позволяет всегда находиться в динамике. Да, психологически это сложно, ведь не всегда удаётся сразу наладить общение с участниками ДТП. Чтобы исключить выгорание, с нашими сотрудниками работают приглашённые психологи.

По словам Ивана, чаще всего ЦОДД переходит в усиленный режим работы в дни праздников и крупных городских мероприятий. Одним из таких стал минувший чемпионат мира по футболу. Наблюдая за перемещением такси, можно определить точки притяжения большого количества горожан и заранее принять меры. Кстати, 23 февраля на дорогах куда спокойнее, нежели 8 марта. Возможно, потому, что в поисках подарков женщины чаще пользуются общественным транспортом.

«Если вам приходит сообщение, или вы увидели в новостях, что сегодня не нужно использовать личный автомобиль, оно написано не просто так. Это уже обработанная информация, и с вероятностью 99,9% аналитики и центр понимают, что ожидаются крупные пробки», - добавил напоследок наш экскурсовод.

Напомним, что ограничения в работе Сокольничекой линии были сняты на два дня раньше обещанного срока, 19 июля. С 13 июля пассажиры пользовались компенсационными маршрутами КМ1 и КМ2, которые курсировали между закрытыми станциями с укороченными интервалами. В настоящее время движение наземного транспорта вдоль красной ветки переходит в привычный режим.

«Сняты практически все полные перекрытия на западе и юго-западе Москвы! Продолжаем восстанавливать прежнюю схему движения: убирать временные знаки, перенастраивать светофоры и т.д. Будьте внимательны», – говорится в сообщении на официальном аккаунте ЦОДД в Twitter (@gucodd).

-- Герман Иванов, фото: Кирилл Журавок


← Свыше 300 парковочных разрешений сроком на три года оформили многодетные семьи за неделю

→ Самое сладкое событие года покажут онлайн