Марк Рафалов: от голодной смерти мою семью спасла война

В 2020 году наша страна отметит 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Этой знаковой дате «На Западе Москвы» посвящает серию очерков о ветеранах войны и труда – героях фронта и тыла.

Как сын врага народа стал кавалером двадцати пяти государственных наград? Ветеран Великой Отечественной войны Марк Рафалов рассказал о судьбе 16-летнего мальчика, который сквозь битвы и ранения пронёс и воплотил свою мечту о большом футболе.

«Мой отец был торгпредом Украины во Франции. По происхождению еврей. Мама Вера Кузина – русская дворянка. Семьи были против такого союза, но, когда на свет появился я, смирились, - начал свой рассказ Марк Михайлович. - Потом мы перебрались из Парижа в Москву. В 1938 году отца репрессировали, а мать с двумя детьми, мною и сестрой, выгнали на улицу из 4-комнатной квартиры». Жене врага народа было сложно найти работу. Мама, уже бывшая стенографистка, устроилась печатать меню в кафе на Кузнецком мосту за еду. «Раз в день нас кормили супом, компотом и лапшой. Это единственное, что нас спасало, - рассказал Рафалов. – А потом началась война».

Марк Михайлович в детстве в кругу семьи. 1926 год. Фото: defendingrussia.ru

«Мне было 16 лет, играл в футбол за «Крылья Советов». Когда немцы начали бомбить Москву, попал в отряд, который гасил сброшенные на город снаряды. Я быстро бегал, был спортивный и как-то за одну ночь обезвредил песком и водой 3-4 бомбы». Так Марк Михайлович получил свою первую награду «За оборону Москвы». Однако узнал об этом из письма, полученного на фронте.

«Во время одной из бомбёжек снаряд попал в Большой театр. Я побежал туда и увидел на земле мёртвую девочку 5-6 лет. Над её телом склонилась рыдающая мать. Позже я видел много смертей, был командиром взвода, но ни разу не испытывал таких глубоких переживаний», - признался ветеран.

«1943 год. Ужасные морозы. Мы двигались в сторону города Пустошка в Псковской области. В ноябре заняли Таланкино. До цели оставалось 23 километра, шли ожесточённые бои. Немцы не хотели отдавать стратегическую трассу, по которой переправляли снабжение и технику. В Пустошку мы вошли только 23 апреля. Тогда меня наградили Орденом Красной Звезды. Дальше пошли на Ригу. Было всё тяжелей и тяжелей».

Чаще всего на разведку отправляли бойцов из взвода Рафалова. Провожая, он понимал, что шансы на их возвращение очень малы. «…200 метров бессмертья, в ночь уши пять ребят, как хотелось всем верить, что вернутся назад…» - цитирует он строки своего стихотворения и добавляет: «В тот раз они не вернулись».

На войне национальностей не было

Перед отправкой на фронт Марк Рафалов получил боевую подготовку в Сусолонгере, Республика Марий Эл. Став сержантом командовал взводом, где были карелы, казахи и другие национальности. Во время долгих переходов спать удавалось на ходу, ели из одного котелка, сражались вместе плечом к плечу, ходили в разведку. На то, что Марк еврей, никто внимания не обращал. За свою верность Родине он заплатил ранением в ногу и шею. Один из осколков до сих пор сидит под кожей у него в подбородке.

Командир экипажа танка ИС-3 Рафалов (второй слева). Фото: defendingrussia.ru

Не с мячом, так со свистком

Оправившись в госпитале, Марк Михайлович был отправлен учиться в челябинское танковое училище. Стал механиком-водителем тяжёлого танка ИС-3, попал на дальний восток, где шла война с Японией. Вернувшись домой, продолжил играть в футбол. После 30 лет травма не позволила продолжить карьеру. Тогда он стал арбитром, а после – инспектором на матчах. Но не только спортом жил ветеран. Получив образование, Рафалов пошёл работать в НИИ подъемно-транспортного машиностроения.

Судья Марк Рафалов (в центре). Фото: defendingrussia.ru

Футбол оптом и в розницу

За свою судейскую карьеру Марк Рафалов провёл более 300 матчей. Постепенно о футболе начал писать. Сегодня он член Союза писателей России и Союза журналистов Москвы, автор трёх десятков книг о футболе и выдающихся игроках, таких, как Константин Бесков и Лев Яшин. В свои 95 лет смотрит игры по телевизору, даёт профессиональные комментарии о прошедших матчах и работе судей. О судьбе и карьере Марка Михайловича можно прочитать в одной из последних книг «Футбол оптом и в розницу».

*Отец Рафалова погиб в лагерях под Магаданом в 1944 году. Когда Марк ушёл на войну, его родные получили статус семьи фронтовика. Мама смогла устроиться на работу на полставки. Из Вооружённых сил ветеран уволился в 1947 году в офицерском звании.

-- Герман Иванов


← Москва вошла в число мировых лидеров по качеству образования

→ В Музее Победы дан старт «Году памяти и славы-2020»