В «Мастерской Петра Фоменко» в декабре сыграли две премьеры

Камерное пространство Старой сцены театра Фоменко как нельзя лучше подходит для моноспектаклей - а именно таковыми являются декабрьские премьеры «Счастливые дни» по пьесе Сэмюэля Беккета в постановке Веры Камышниковой и «Путь к сердцу» по пьесе Дмитрия Данилова в постановке Алексея Кузмина-Тарасова.

В случае «Счастливых дней» в течение полутора часов на сцене появляются четверо, но, по большому счету, это действо можно называть моноспектаклем, который исполняет Ксения Кутепова.

Героиня Ксении Кутеповой – воплощение женской сути. Фото Анны Беляковой

Наряду с пьесой того же Беккета «В ожидании Годо», «Счастливые дни» - программное произведение «театра абсурда». Герои классиков этого литературного и театрального течения середины XX века существуют в особой, искаженной фантазией драматурга реальности.

Нарушена привычная система координат и логика поведения персонажей. Например, героиня пьесы «Счастливые дни» Винни живет, будучи закопанной в землю по грудь (потом - по шею, а потом она и вовсе исчезает под землей). Где-то поблизости обретается ее супруг Вилли, не многим более способный к передвижению. Винни болтает без умолку, то и дело взывает к Вилли, а тот молчит, или мычит что-то неопределенное, ну, в крайнем случае, произнесет слово, не больше. Это старые супруги, всеми брошенные и стоящие на пороге смерти - так можно перевести фабулу абсурдистской пьесы на простой житейский язык.

Оформление спектакля по абсурдистской пьесе - всегда вызов для художника-постановщика, ведь форма должна соответствовать нестандартному содержанию. Соавтором режиссера Веры Камышниковой выступила в данном случае художник Ксения Перетрухина. Винни она закопала не в землю, а в гору коробок. Эффектное и функциональное решение, позволившее актрисе быть максимально подвижной в условиях, когда она полтора часа не делает ни одного шага. Жить, в общем, уже незачем, но жить надо - пока хотя бы часть тебя еще способна шевелиться - в этом уверена героиня Ксении Кутеповой.

Каждый день Винни начинает с того, что прихорашивается, хотя, казалось бы, на нее давно никто не смотрит. Кутепова блистательно играет женщину, извлекает из материала квинтэссенцию женской природы. Болтливость, мнительность, суетливость - все издержки характера женщины искупаются ее же нежностью и обаятельным кокетством. «Счастливые дни» - архисложный спектакль для исполнительницы роли Винни, ведь она практически одна на сцене в течение полутора часов, и ей приходится вести непрерывный монолог. В условиях камерной сцены старого здания «Мастерской» Кутепова играет «на крупном плане», и ее игра виртуозна, насыщена тончайшими нюансировками. Контраст экзистенциальной трагедии (жизнь конечна) и отчаянного жизнелюбия героини рождает очень сильный эффект.

Вместо кучи земли, как у Беккета, коробки. Фото Анны Беляковой

Для зрителя этот спектакль по пьесе Беккета не из легких. Но в театре Петра Фоменко умеют и о тяжелых материях говорить так, что желание жить не пропадает. Скорее, рождается желание осмысленно проживать каждый день скоротечного бытия. «Подумай о будущем, когда уже никаких слов не останется!» - обращается в какой-то момент Винни к невидимому Вилли. И главное слово тут - «будущее». Каким бы оно ни было, Винни ждет его с интересом.

Исполнитель моноспектакля «Путь к сердцу» Игорь Войнаровский предложит зрителям попробовать его блюда. Фото Сергея Петрова

В прошлом году режиссер Алексей Кузмин-Тарасов выпустил в «Мастерской» спектакль «Сережа очень тупой» по пьесе драматурга, писателя Дмитрия Данилова. Нынешняя премьера «Путь к сердцу» - второе обращение Кузмина-Тарасова к творчеству Данилова. Но теперь это спектакль, в котором занят только один актер, Игорь Войнаровский.

Напомним, что в «Сереже» действовали сотрудники таинственной службы доставки, которые как-то буднично внедрялись в жизнь обычного человека и абсолютно переворачивали течение этой самой жизни. Что-то похожее происходит с главным героем «Пути к сердцу», благополучным советским обывателем. В его доме заводится странная женщина, и через какое-то время начинаются большие перемены - и в стране (восьмидесятые сменяются девяностыми), и в его судьбе: из уютного мирка университетской интеллигенции он переносится в новый мир бизнеса. Типичная линия судьбы для того поколения, которое выросло и выучилось еще в СССР, а в 90-е азартно вступило в новую жизнь. Герой Игоря Войнаровского очень узнаваем, такой человек наверняка есть среди ваших друзей и знакомых.

Из вузовских преподавателей - в бизнесмены. Стандартная судьба 90-х. Фото Сергея Петрова

Весь спектакль (а это час с небольшим без антракта) он существует в режиме монолога - просто рассказывает, как все было. Но этот монолог, во-первых, ведется очень талантливым актером, а во-вторых, он срежиссирован с точным чувством ритма, с учетом законов зрительского внимания. Остроумно обыграно небольшое пространство сцены в Старом здании театра (художник - Ася Скорик).

Название пьесы и спектакля иронично повторяет навязшую в зубах формулу: путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. И герой спектакля в обличье полнокровного Войнаровского время от времени обращается к залу с предложением попробовать очередное блюдо в его исполнении. Готовит он блюда итальянской кухни - его жизнь связана с Италией, так как он в прошлом преподавал итальянский язык. А позже - завозил из Италии товар. Впервые он сделал салат «Капрезе», выполняя прихоть своей странной сожительницы.

Без сомнения, эта загадочная фигура - из той же оперы, что курьеры в пьесе «Сережа очень тупой». Они приходят из ниоткуда и уходят в никуда, а вы в их власти. Миллионы людей проживают жизни, так и не догадавшись, что ими управляет кто-то другой - видимо, так стоит читать послание драматурга Дмитрия Данилова, заложенное им в пьесы «Сережа очень тупой» и «Путь к сердцу».

«Магический реализм» - этот термин когда-то подобрали литературные критики для определения стиля Габриэля Гарсиа Маркеса, и этот термин в, общем-то, применим к пьесам Данилова, идущим в «Мастерской». Сплав узнаваемого жизненного материала и фантастики - вот метод драматурга, а постановщик как раз не допускает откровенного разгула фантастики во внешних приметах. Среда обитания персонажей в обоих спектаклях вполне нейтральная - и это только подсвечивает ирреальность происходящего.

После первых робких коммерческих операций героя, деньги хлынули к нему, как по волшебству... Фото Сергея Петрова

Вышедшие почти одновременно «Счастливые дни» и «Путь к сердцу» неминуемо наталкивают на размышления о смысле жизни. Классическая пьеса Беккета и пьеса нашего современника Данилова не из разряда легкоусвояемых; в обоих случаях просмотр спектакля - работа для ума и души. Но таков обычный репертуарный, жанровый баланс «Мастерской»: тут есть спектакли-«блокбастеры» - зрелищные, сложнопостановочные, многонаселенные - а есть камерные, но совершенно пронзительные, будоражащие спектакли.

Прекрасно, что есть в театре, например, ироничный мюзикл «Завещание Чарльза Адамса», пышный спектакль-роман «Капитан Фракасс», а есть и такие аскетичные по форме, глубокие по содержанию истории, как «Счастливые дни» и «Путь к сердцу». Оба этих спектакля - примеры очень сильных актерских работ. И Ксения Кутепова, и Игорь Войнаровский способны держать зал так, что никто из зрителей не шелохнется. Конечно, им в этом помогли режиссеры - Вера Камышникова и Алексей Кузмин-Тарасов - смельчаки, взявшиеся за интерпретацию очень непростых произведений.

-- Дарья Борисова


← По просьбе жителей Очаково-Матвеевского детский досуговый центр «вырастет» с трех до пяти этажей

→ Префект ЗАО Алексей Александров ответил на вопросы жителей