Итоговый рубеж. Готовимся к ЕГЭ без нервов

Итоговый рубеж. Готовимся к ЕГЭ без нервов

Остается все меньше времени до решающего для одиннадцатиклассников этапа – сдачи ЕГЭ. Уже сегодня в школах проходят пробные экзамены, тестирования. О том, как снизить градус волнения перед ЕГЭ мы спросили у педагога-психолога, руководитель социально-психологической службы школы № 1498 Александра Сергеевича Большакова.

Расскажите, пожалуйста, как ребенку психологически подготовится к сдаче ЕГЭ?

- Психологически школьник должен уже с первых этапов обучения формировать в своем самосознании понимание того, что предстоящие экзамены являются закономерным и, наверное, одним из самых несложных этапов становления его личности.

Почему тогда многие учащиеся до сих пор испытывают чрезмерное волнение перед сдачей экзаменов?

- Обусловлено это чаще всего двумя причинами. Первая из них - тип личности. Есть определенная категория ребят, отличающихся чрезмерно высокими требованиями, которые они, вследствие ряда причин, постоянно предъявляют к себе. Учащиеся этой категории постоянно психологически мучаются из-за ответственности, давления, вынуждающего их чрезмерно волноваться и подгонять себя даже тогда, когда к этому нет особого повода. Примечательным здесь является то, что эти дети отличаются достаточно высокой успеваемостью. Однако психологическая неуверенность, обусловленная высокой требовательностью к себе, вынуждает их сомневаться в правильности выполненной работы, постоянно перепроверять себя.

Вторая категория учащихся - это ребята, родители которых либо осознанно, либо неосознанно сгущают краски. Многие родители учились в школе тогда, когда выпускной экзамен в известной нам сегодня форме не существовал. Нововведения у многих из родителей нынешних учеников вызывало волнение и тревогу. Неудивительно, что их дети, сегодняшние ученики, испытывают тревогу при одном упоминании экзаменов. Работая на протяжении 20 лет с учащимися подросткового возраста, я точно могу сказать, что основная причина тревоги учащихся перед сдачей экзаменов обусловлена тревогой их родителей. В связи с этим очень важно, чтобы родители на этапе подготовки ребят к сдаче экзаменов, не переставали им давать понять, что вместе, всей семьей они смогут решить любые задачи. Если подростку все же не удастся сдать экзамен или удастся, но не так как ему бы хотелось, родители воспримут это как задачу, над решением которой будет работать вся семья, как одно целое, как единая команда.

На этапе подготовки к госэкзаменам родителям важно не обрисовывать мрачных перспектив, не рисовать будущее в черно-белых, безрадостных тонах. Напротив, следует проявить максимум самообладания и чаще делать акцент на ситуации успеха. Не нужно также забывать, что учителя и классные руководители также часто, а порой и сильнее родителей волнуются за своих учеников. Безусловно, их волнение также может передаваться ребятам. В связи с этим необходимо помогать школьникам осознавать границы своего «Я», и учить их отделять себя от эмоций, которыми их часто буквально заражают другие люди.

Как правильно построить процесс подготовки к ЕГЭ?

- В ходе подготовки к сдаче экзаменов важно помочь подростку так организовать свое время, чтобы периоды занятий чередовались с умеренной физической активностью. Необходимо рационально подойти к организации ребенком своего пространства и времени, помочь распланировать свой день с учетом времени отводимого на отдых и занятия. При этом важно, чтобы подросток сам, осознано и ответственно планировал свой день и четко придерживался его.

Если необходимо изучить определенный объем материала, следует разбить его на количество оставшихся до экзамена дней и ежедневно осваивать именно ту «порцию» материала, которая отведена для изучения или повторения в один день, не больше и не меньше.

Хорошим приемом снижения волнения перед экзаменом является визуализация. Человеку рекомендуется занять удобное положение, постараться расслабиться, «включить» воображение и постараться как можно более детально представлять ситуацию успешной сдачи экзамена. Говорят, что мысль - мать поступка. Важно чтобы наши мысли вращались вокруг того, как мы успешно сдаем экзамен, как уверенно мы держимся в проблемной для нас ситуации. Разумеется, визуализация поможет вам в том случае, если она уравновешивается систематическими занятиями.

Очень важно учитывать, что ребята часто тревожатся именно из-за того, насколько благоприятное впечатление они будут производить во время сдачи экзамена. В связи с этим школьникам надо чаще рассказывать, что на экзаменах им предстоит встретиться с доброжелательными специалистами, которые проведут инструктаж и будут сопровождать их до момента сдачи.

Еще одним приемом является попытка представить себе волнующую ситуацию так, как если бы прошло пять или десять лет. В конечном итоге, спустя десять лет, сегодняшний выпускник школы, скорее всего с иронией будет вспоминать волнение, которое он испытывал, сидя в аудитории. Можно попробовать взглянуть на ситуацию с высоты птичьего полета, представить себе улицу, школу, город, быть может, землю в целом, и задуматься о том, как много людей на этой улице, в этом городе и в этом мире озадачены различными проблемами, и как невинно смотрится на этом фоне мое личное волнение, от которого через час не останется и следа.

Как понять, что самостоятельно справиться с волнением перед ЕГЭ не удается?

- В редких случаях учащиеся испытывают слишком сильное волнение, и не могут с ним ничего поделать. Тогда следует обратиться за помощью к специалисту – врачу или квалифицированному психологу, а лучше к обоим сразу. Чаще всего помощь специалиста требуется, когда ваш ребенок стал часто жаловаться на плохой сон, стал более замкнут и раздражителен. Ребята жалуются на повышенную слабость и «плохое» настроение. Поговорите с ребенком, дайте ему понять, что любую задачу можно решить общими усилиями.

-- Елена Краснова


← Сергунина рассказала о новом проекте по поддержке столичных компаний

→ Реновация в Москве набирает обороты: дом на Изумрудной улице поставлен на кадастровый учет