Ученый и ветеран ВОВ Гарри Ерофимович Ножников: «Стараюсь меньше вспоминать плохое!»

13.06.2020 Лонгриды

Гарри Ерофимович Ножников, советский и российский ученый, ветеран Великой Отечественной войны, родился 20 апреля 1923 года в Москве. В 1940 году поступил в Московский авиационный институт на факультет вооружения самолетов. 22 июня, как и многие, готовился к сессии в Ленинской библиотеке. Вернувшись домой, он узнал от мамы о том, что Германия напала на Советский Союз.

«Со второго курса института ушел на фронт добровольцем. Сначала был направлен в Ташкент в военное училище, после окончания которого ему присвоили звание младшего лейтенанта, а затем - перебросили в Москву», - это выдержки из «объективки», так Гарри Еровимович назвал свою краткую биографию. Сухие факты он сам отправляет на электронную почту всем тем «незнакомцам», звонящим ему, для того чтобы узнать про военные годы, которые он не любит вспоминать. Говорит, рассказывать больше хочется хорошее. Наверное, поэтому первым, о чем заговорил ветеран во время телефонного интервью, было подписание акта о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии 8 мая 1945 года.

- Мы с группой оперативного штаба пересекли небольшую речку на границе с Германией. Едем в сторону Дрездена. Неожиданно на дороге нам встречается целая армия немецких солдат, но никто не стреляет. Наш старший офицер быстро выскакивает из автомобиля и сообщает им, что капитуляция уже подписана. Они, видимо, это знали. В итоге нас просто проводили, так сказать, «добрыми взглядами», и мы въехали в Дрезден. И, представляете, нас сразу же поселили во дворце, где раньше жил Геринг. Смешно даже рассказывать! Помню, погреб этого дворца, точнее его содержание: там в огромном количестве на полках стояли вина и коньяки. Но мы успели только поглазеть, потому что нужно было двигаться в Чехию. 9 мая въехали в Прагу, в которой немцев уже не было, - вспоминает ветеран.

Гарри Ерофимович воевал в пехоте – офицером спецсвязи. Освобождал Россию, Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию. Войну прошел без ранений. Награжден 20-ю военными медалями и орденами, в том числе, медалью «За боевые заслуги», двумя орденами Отечественной войны II степени.

Но начинал свои боевые действия Ножников в составе Степного фронта под Курском. В 1943 году участвовал в битве на Курской дуге. Перед началом боя, он случайно встретил бывшего одноклассника Шуру Страчиневского. Они не виделись со школы. Перекинулись парой фраз и договорились еще увидеться. Затем началось наступление. «Генералы, офицеры - все перемешались», - вспоминает ветеран. Спустя пару часов Гарри Ерофимович увидел, как солдаты несли Шуру. Убитого.

- Очень сложный военный быт, тяжелая жизнь, - резюмирует ветеран, - Хорошо, человеческая память устроена так, что со временем тяжелые воспоминания меркнут, если к ним редко возвращаться. А я старался всю жизнь меньше думать о плохом. Помню, мы как-то летом, уже после войны, встретились с друзьями-сослуживцами. Сидели, вспоминали, смеялись, шутили. Даже мама удивилась. Говорит: «Я чего-то не пойму. Там вы веселились, тут - веселились. Вы вообще на войне были?» А так, знаете, приятнее - помнить только хорошее.

После войны Гарри Ерофимович, вернулся в Москву и с отличием окончил Московский авиационный институт. Работал главным конструктором в НИИ концерна «Алмаз». О своей научной деятельности рассказывает с большей охотой, чем про войну:

- Поначалу мы создавали разработки для военной техники. Потом наступило такое время, когда власти решили использовать потенциал для развития военной техники в гражданских целях. Я занялся медициной. Стал главным конструктором медприборов. Вместе с группой выдающихся ученых мы разработали два устройства. Первый - для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Это был аппарат, предназначенный для диагностики сердца. Он даже был запущен в производство во Владивостоке. Второй прибор построен на ядерно-магнитном резонансе и должен был помогать выявлять онкологические заболевания. Разработки были доведены до рабочих чертежей, - отмечает Гарри Ерофимович.

Во время перестройки проекты свернули с формулировкой «За неимением средств». Позже ученого перевели в Институт технологий Международного фонда конверсии, где он возглавил отделение, которое также занималось разработкой медицинской техники. Там Ножников вместе с коллегами обратил внимание на проблемы слабослышащих людей. В мире каждый 10 плохо слышит, при этом в советской России технической базы, чтобы помогать таким людям, не было. Ножников и еще ряд ученых связались с зарубежными компаниями из Дании и Италии. Началось сотрудничество. Через некоторое время специалисты из европейских стран стали приезжать уже в постсоветскую Россию для обмена опытом. А затем приступили к разработкам слуховых аппаратов. Только тогда, по словам Гарри Ерофимовича, в стране начала формироваться база для изучения проблем слуха. Учёный Г. Е. Ножников считается пионером в этой отрасли.

За время его научной деятельности в России было создано несколько учреждений исследований слуха, которые и сейчас занимаются изучением этой проблемы. Один из них - Центр помощи инвалидам по слуху «Элесон». С 1991 года и по сегодняшний день его руководителем является Гарри Ерофимович Ножников. В 97 лет он ведет активный образ жизни, сам ездит за рулем, прекрасно справляется с компьютером и по-прежнему старается меньше вспоминать плохое.

-- Анастасия Петренко


← Рабочие спилили ветви дерева, повреждённые во время непогоды

→ Творчество – залог вечной молодости