«Когда нас вызывают, на сборы – минута». Корреспондент «НЗМ» заступил на суточное дежурство в пожарной части

«Каково это - быть пожарным?», - однажды задумался я. И решил на один день… сменить профессию, чтобы примерить на себя эту ответственную миссию и познакомиться с теми лично, кто делает это каждый день, оберегая каждого из нас. Получив согласие руководства, к своему первому в жизни боевому дежурству заступаю в пожарно – спасательную часть № 4, которая находится в районе Кунцево.

Для начала получаю боевую форму - боёвку, как называют её спасатели. Надеваю штаны, защитную куртку, берцы, которые оказались на четыре размера больше моего сорокового - в части просто не оказалось нужного. Но разве могут такие мелочи испугать начинающего пожарного?! Застёгиваю пояс, на котором закреплены карабины и топорик, на голову креплю защитную маску, надеваю каску. К несению службы готов!

Минута на сборы

С удивлением узнаю, что в общей сложности на сборы спасателям даётся минута. В эти короткие шестьдесят секунд входит всё: вскочить по тревоге, надеть боевую одежду, запрыгнуть в машину и выехать. Терплю первое маленькое фиаско: мне на всё это потребовалось минут пятнадцать. Бегу, почти не спотыкаясь, - надо реабилитироваться! - и едва успеваю на смену караула, которую проводит начальник части майор Игорь Сливенко. Он лично проводит инструктаж по технике безопасности и проверяет готовность личного состава к несению службы.

«Караул, смирно!» – командует майор, - Вольно! Для приёма – сдачи смены разойдись!». Попадаю в расчёт к командиру отделения, старшему прапорщику Сергею Мирошниченко и сержанту Тарасу Железняку.

Пожарная лестница – это совсем не просто

«Каждое утро личный состав проверяет наличие, чистоту и исправность пожарно – технического вооружения», - рассказывает во время осмотра Игорь Сливенко. Приступаем. Как правило, со спасателями, которые производят осмотр вооружения, должен находиться командир подразделения сдающей смены, но в условиях повышенной готовности к коронавирусу, чтобы минимизировать контакты, он стоит в стороне. После доклада, если есть недочёты, его бригада будет их устранять. Пока мои новые коллеги проверяют работу бензорезов, электропилы и гидроэлеваторы, мне доверяют осмотреть переносную пожарную лестницу. Всего дел-то, думаю я, дёрнул за верёвку - выдвинулась, дёрнул ещё раз - сложилась. Не тут то было. Нужны особые навыки. Только с третьей попытке у меня более-менее сносно получилось.

Сигнал тревоги

Едва закончили осмотр, на который по регламенту отводится десять минут, как раздался сигнал тревоги. Заскакиваем в машину и мчим на Можайское шоссе. Здесь в районе дома 27 на мокрой дороге водители трёх автомобилей не справились с управлением и врезались в бордюр. Убедившись, что пострадавших и разлива топлива нет, вызываем инспекторов ГИБДД: дальше – их работа. Возвращаемся в подразделение. «А сейчас - тренировка. Будем отрабатывать навыки тушения предполагаемого возгорания», - командует старший прапорщик Мирошниченко. Пока бойцы проверяют оборудование, для меня как новичка проводят небольшой инструктаж. Так, нужно поднять крышку в задней части кузова, взять пожарный рукав, прикрутить к устройству подачи воды и отбежать так, чтобы рукав размотался. Приходится периодически оглядываться, чтобы не прокараулить, когда закончится, иначе стволом может прилететь по лицу. Когда подали воду, направляю струю на «очаг». «Пожар» потушен. От гордости меня распирает: с этим заданием я справился сразу! Скатывая рукав, задаю себе вопрос: а как они это делают каждый день!? Это на мне сейчас форма всего-то в пару килограммов. Ткань тяжелая, за счёт высокой плотности и специальной пропитки, что делает её огнеупорной и водонепроницаемой. А если полная экипировка?! И когда дым застилает глаза, а горящие перекрытия вот-вот обрушатся? А если ещё и учесть то, что от твоих действий зависит жизнь человека, оказавшегося в плену у огня?.. Мои размышления вновь прерывает сигнал тревоги.

Бегом на 16-й этаж

На улице Толбухина, 7 сработала пожарная сигнализация. Прибываем на место, осматриваемся, возгорания нет. «Наверное, где-то отошёл контакт» - отвечают на моё недоумение ребята. После составление протокола уезжаем в часть. Глядя на мой уставший вид, майор Сливенко замечает: «По- моему, тебе пора в кабинет психологической разгрузки. Там можно посмотреть телевизор, почитать книгу, послушать музыку. Есть даже массажёр для спины». В этой комнате встречаю своего напарника Тараса Железняка, решил воспользоваться моментом и выяснить - почему он выбрал такую сложную профессию.

- Среди моих друзей очень много пожарных, - поделился Тарас. - Они мне и посоветовали – попробуй, говорят, у тебя получится. И вот я здесь, мне нравится помогать людям.

- Тяжело было в первое время? – пытаюсь я найти оправдание своим осечкам в стремлении не отстать от бывалых спасателей.

- Конечно, даже людям тренированным первые два – три месяца не просто. Ты должен быть физически очень сильным и выносливым. Особенно когда на тебе снаряжение в 43 кг а бежать нужно на 16 этаж. Постепенно привыкаешь к таким нагрузкам.

- Тарас, а за годы твоей службы случались моменты, которые особенно сильно врезались в память?

- Всякое было. Мы стараемся не запоминать, что было, и это правильно. Когда сталкиваешься с человеческим горем, это всегда оставляет след, поэтому концентрируемся только на своей работе: спасать!

- И всё же, наверняка ведь есть истории и со счастливым концом, - не отступаю я.

- Конечно! Вот, например, 26 августа случился пожар в жилом доме 4 на улице Кубинка. Были спасены 16 человек, даже кошку, которая была без сознания, вернули к жизни, - улыбнулся Тарас в первый раз за время нашего разговора.

Нас прерывает очередной сигнал тревоги.

Сон – в полном снаряжении

Быстро одеваем «боёвку» и на место происшествия. На ул. Рябиновая, около 34 произошла авария. Небольшое столкновение. Наша помощь здесь не требуется, вызываем скорую помощь и сотрудников ДПС. В часть вернулись как раз к обеду. На плите в столовой наваристый борщ и жареная картошка с грибами, которые приготовил пожарный Алексей Смирнов – ребята дежурят на кухне по очереди. Подсаживаюсь за стол рядом с начальником части Игорем Сливенко, он по моей просьбе охотно в ожидании вкусного обеда рассказывает, как проходит служба караула, когда нет сигнала тревоги:

- Скучать ребятам не приходится. Каждый день в учебном классе у них теоретические занятия, потом отрабатывают нормативы, обслуживают пожарную технику, пожарно-техническое вооружение, аварийно-спасательное оборудование. Занимаются и уборкой помещений. А вечером можно позаниматься в спортзале. Хочешь - потягай гири, штангу или побегай на велотренажере. Потом ужин, а в 23 часа отбой. Спят ребята в обычных кроватях, но только в одежде, чтобы быстрее собраться по сигналу тревоги...

Многие, наверное, думают, что пожарные – уж очень суровые люди, профессия обязывает не поддаваться эмоциям. Но теперь я могу сказать с уверенностью, что они такие же, как мы с вами. Могут пошутить, рассказать интересную историю. Вот только при этом ни на минуту они не забывают о своём долге, потому что эта минута может стоить кому-то жизни.

-- Игорь Ковальчук. Фото: Кирилл Журавок


← В Москве стартовал смотр «Информируем из первых рук» для СМИ

→ Сотрудники Госавтоинспекции по ЗАО проведут профилактическое мероприятие «Нетрезвый водитель»