Учительница первая моя. О своей работе рассказывает педагог с полувековым стажем работы

Учительница первая моя. О своей работе рассказывает педагог с полувековым стажем работы Начало учебного года в школе №1001, 1997 год.

Сегодня во всем мире отмечается День учителя. Это прекрасный, добрый праздник. Сколько бы каждому из нас не было лет, мы всегда с теплом и любовью вспоминаем своих преподавателей. Благодаря их профессионализму, отзывчивости, терпению были получены многие важные для последующей взрослой жизни знания.

Сегодня мы хотим познакомить вас с интересным человеком. Почти полвека Любовь Николаевна Кортосова посвятила работе в школе. «Для меня пример - моя мама. Она была учителем начальных классов. Образование получала в военные годы в педагогическом училище под Курском. Ей приходилось и учиться, и окопы копать», - рассказывает она. Всю жизнь мама Любовь Николаевны проработала в школе. «Поскольку мой отец военный, мы часто переезжали с места на место. Поэтому маме пришлось поработать не в одной школе. В последние годы она преподавала в нашем районе Солнцево. Так получалось, что мы с ней даже в одной школе работали», - рассказывает героиня.

Любовь Николаевна с родителями Верой Ивановной и Николаем Михайловичем.
Торжественная линейка. Вера Ивановна со своими учениками из школы №1003.

Мы поинтересовались у Любовь Николаевны, как она решила стать учителем?

- С детства меня интересовала эта профессия. Когда я была в старших классах, мама давала мне проверять тетрадки своих учеников. Я находила ошибки и, затем исправляла их. Было очень интересно. Оценки, правда, я не ставила. Мама выполняла контрольную проверку и решала, какую отметку поставить.

После школы передо мной не стоял вопрос – кем стать? Я с уверенностью пошла в московское педагогическое училище № 1. А с 19 лет уже работала в школе. Чуть позже я получила высшее образование. Училась на вечернем отделении Московского государственного педагогического института.

Почему вы решили преподавать в начальных классах?

- Мне малыши как-то ближе. Они открытые, доверчивые, непосредственные. Также большую роль сыграл мамин пример. Ведь она тоже преподавала в начальной школе.

Так интересно наблюдать за тем, как растут дети. Последний звонок для меня торжественное и, вместе с тем, очень теплое и трогательное событие. Видишь, какими стали ребята, которые много лет назад, будучи малышами, приходили ко мне в первый класс.

Приглашают меня и на встречи выпускников. Многих ребят просто не узнать. Всегда интересно как сложились их судьбы, чем они занимаются. А иногда просто иду по улице и со мной здоровается очаровательная женщина. Понимая, что я ее не узнаю, представляется. Оказывается, это моя бывшая ученица. Очень приятны такие встречи.

Школа №1003, первый год работы. Юной учительнице 19 лет.

Как вам удается наладить контакт с первоклашками?

- Конечно, не все возможно в первый день. Необходимо время для того, чтобы понять, познакомиться с учениками. Дети не похожи друг на друга, к каждому нужен индивидуальный подход.

Я работала в экспериментальном классе, где дети учились с шести лет. А одному мальчику было всего пять. Толковый, способный ребенок. Но когда он впервые пришел в класс, то сел не за парту, а под стол и выходить из-под него явно не собирался. Конечно, меня это несколько озадачило, но я решила вести себя как ни в чем не бывало. Спустя некоторое время он освоился и сел за парту.

Некоторые первоклашки могут и плакать. Это, в основном, «домашние» дети. Те, кто ходил в сад, им проще, они привыкли оставаться без родителей в течение дня. Нужно уметь найти подход к каждому ребенку, стать для него не только преподавателем, но и другом, старшим товарищем.

Съемка для школьного альбома.
Ученики школы №1009.

Любовь Николаевна, сейчас вы работаете учителем в больницах. Что повлияло на такое решение?

- Работу мне предложила знакомая. Я согласилась, решив попробовать несколько иную сферу деятельности. Школа «Технологии обучения» - это единственное учреждение в Москве, объединяющее учителей, работающих в разных больницах. Мы встречаемся только на педсоветах и других совещаниях. А большую часть времени рассредоточены по разным медицинским учреждениям. Я работала во многих клиниках, в том числе в Научно-практическом центре детской психоневрологии на Мичуринском проспекте. А сейчас занимаюсь с маленькими пациентами Научно-практического центра специализированной медицинской помощи детям им. В. Ф. Войно-Ясенецкого в Солнцеве.

Урок с маленьким пациентом Центра им. В. Ф. Войно-Ясенецкого в Солнцеве.

Откровенно скажу - первое время было тяжело. Многие ребята страдают сложными, серьезными заболеваниями. Но со временем я привыкла. Первое, что заметила в процессе общения с ними: это отношение детей друг к другу. Они готовы прийти товарищу на помощь. Ребенок, который может ходить, везет того, кто на коляске. Никто не смеется над недостатками других. А еще дети в больницах очень любят учиться. В онкологии лежала девочка. Вместе с родителями она приехала с севера. В больнице она была несколько месяцев. Детей, которые жили поближе, иногда отпускали домой на выходные. А она оставалась в клинике. Учеба ее буквально поглотила. Девочка участвовала во всевозможных олимпиадах, решала задания повышенной сложности.

Я считаю, что дети с особенностями здоровья – настоящие герои. И нам, взрослым, есть чему у них поучиться. Они никогда не унывают. А еще ребята беспрекословно соблюдают все рекомендации врачей.

Говоря об учебном процессе, хочу отметить, что благодаря современным технологиям он стал более удобным, интересным, совершенным. Преподаватель может связаться с ребенком в мессенджерах. Объяснить в случае, если что-то ему непонятно. Отличным помощником как для детей, так и для учителей стала Московская электронная школа. При подготовке занятий мы используем собранную там информацию. Также сами преподаватели разрабатывают и отправляют в МЭШ свои материалы.

Любовь Николаевна, а ваши собственные дети учились у вас в классе?

- Нет, дочка училась в параллельном. На мой взгляд, так лучше. Если ребенок учится в классе, в котором преподает родитель, нужно постоянно думать о том, как лишнюю строгость не допустить или не сделать поблажки. Ведь очень важно соблюдать баланс. Да и потом, получается, что вы постоянно вместе: и в школе, и дома.

Когда дочка росла, времени на то, чтобы помочь ей с уроками было не так много. Теперь подрастает внучка. Когда нужна помощь, всегда стараюсь ее оказать. Недавно вот сочиняли волшебную сказку: два дня творили.. Сказка получилась слишком объемной, заняла целую тетрадь, пришлось сокращать. Сперва внучке тяжело давался этот процесс, ведь столько трудов потрачено. Но потом, обсудив проблему, мы нашли компромисс. На мой взгляд, прислушиваться к мнению ребенка нужно всегда.

Фото из личного архива Л.Н. Кортосовой

-- Елена Краснова


← Сенатор Инна Святенко отметила масштаб реализуемых в Москве программ социальной адаптации пожилых

→ Собянин объявил об открытии в Москве двух резервных ковид-госпиталей