В «Мастерской Петра Фоменко» рассказывают сказки Эдема

В «Мастерской Петра Фоменко» рассказывают сказки Эдема Фото: Пресс-служба театра «Мастерская П.Н. Фоменко»

Первой премьерой сезона в театре стал спектакль Полины Агуреевой «1000 и 1 ночь». Актриса выступила в роли постановщика и рассказчицы.

Сегодня в здании «Мастерской» на набережной Тараса Шевченко, д. 29 зрителей попросят предъявить не только билет на спектакль, но и маску, а также измерят температуру бесконтактным термометром. А затем предложат пройти через специальную рамку безопасности - дезинфицирующую кабину. Паром с нейтральным для кожи и одежды обеззараживающим средством, проведут общую дезинфекцию, уничтожат все микробы и бактерии.

В холле театра и в кафе нанесена социальная разметка, в зале зрителей рассаживают в шахматном порядке - после введения дополнительных ограничений заполняемость зала не должна превышать 25 %. Вместе располагаются компании не более пяти человек, здоровье посетителей - в приоритете. На сцене актеры, конечно, без масок, но и они регулярно сдают тесты на Covid-19, ежедневно следят за температурой.

В непростое время решилась на первую самостоятельную постановку актриса «Мастерской Петра Фоменко» Полина Агуреева. Она призналась, что давно вынашивала замысел инсценировки «Сказок Шахерезады» - хотела вернуть человека в первозданное состояние, в сады Эдема, туда, где царит естество, очистить от грубых «наслоений цивилизации», прорваться к смыслу через обесцененное слово, заговорить на языке высокой поэзии, дарующей просветление.

В спектакле нет Шахерезады и внимающего ей персидского царя Шехрияра. Вместо них - два рассказчика - Полина Агуреева и Федор Малышев - оба в черном, разведены по сторонам сцены, ведут счет на древнем языке от «бир» (единица) до «бин» (тысяча), декламируют дивные строфы суфийских поэтов о душе-лилии, мостах из струй между блаженством и мукой, о мире, подобном текущей воде и людях – пузырях мироздания, и все это, наслаждаясь звуком струн, как эхом вечности.

По левую и правую стороны зрительного зала разместились музыканты струнного ансамбля – скрипки, альт, виолончели, контрабас. «Действие на сцене сопровождается живым звуком инструментов, звуком указующим, глубоким и легким одновременно», - делится своими впечатлениями, зрительница спектакля, жительница района Проспект Вернадского Татьяна Вишневская. – Подобный каплям воды в фонтане звук завораживает, придает глубину повествованию, превращает сказку в притчу, в философскую аллегорию». На сцене лежит цветастая подушка – ковер с персидским орнаментом, ее изгибы и холмы подобны земной тверди – перине бытия. Провал люка – вход в ад, окна жизни – место действия, здесь разгораются страсти – совершаются любовные акты, преступления, смерть сменяется рождением, и процесс этот бесконечен. Время движется и стоит на месте – сюжеты, образы, чувства все те же. Одна история становится продолжением другой. Ала-ад-Дин (Анатолий Анциферов) и Будур (Стефани Елизавета Бурмакова) – полюбили впервые, паруса их отношений еще наполнены ветром радости, и вроде бы есть куда и для чего длить повествование, а на сцене уже новая притча - о неверной, но изобретательной жене ювелира. Эту роль играет Евгения Дмитриева. А её одураченного мужа - Алексей Колубков. Нет, не выдержать ему конкуренции с молодым и прекрасным Камар-аз-Заманом (Андрей Миххалев). И зрители становятся свидетелями вселенского обмана и планетарной измены. Актёры играют не характеры, а архетипы. Злой халиф оказывается женщиной, грудь как две скалы, чем не кормилица для младенцев! Обобщение и гипербола становятся методом познания, механизмом сценографии. Чрезмерность тоже художественный прием: все женщины - зло, так говорят древние книги. А чего стоит мотив предопределенность?! «Мы пьяны вином еще до сотворения винограда» - слова звучат, как музыка»,- делится впечатлениями постоянный зритель театра, житель Дорогомилова Евгений Мещеряков. – Я историк по образованию и погружение в древнейшую культуру сквозь напластования времени, текстов, наскальных рисунков, имеет для меня особое значение, это истинное наслаждение».

Режиссер спектакля Полина Агуреева назвала жанр своей постановки - «ироничным кабуки», худрук театра Евгений Каменькович дал ему определение – «драматический балет». Одно несомненно – это очень красивое действо - и в слове, и в жесте, и в декорациях: в цвете и свете. Улавливать красоту «фоменки» умеют из воздуха, из ничего, это у них в крови. Такова школа мастера – создателя театра - Петра Фоменко.

Спектакль «1000 и 1 ночь» - зрелище для тех, кто старше 18 лет.

Фото: автор, пресс-служба театра «Мастерская П.Н. Фоменко»

-- Рита Долматова


← Власти Турции ввели запрет на курение на улице из-за распространения COVID-19

→ Жительница Кунцева отмечает вековой юбилей