Тайны поземки. Путешествие по западному участку синей ветки – самой протяжённой в Москве

Фото: mos.ru

На Арбатско-Покровской линии в 2021 году нас ожидают сразу два важных события. Станция «Кунцевская» станет частью гигантского транспортно-пересадочного узла: в этом году открывается связанная с ней пересадкой одноимённая станция БКЛ. Примет пассажиров после реконструкции и закрытая год назад станция «Смоленская», которой вернут исторический облик. Она хоть и расположена за пределами ЗАО, сразу после «Киевской», но ею пользуются многие жители нашего округа. Мы «поедем» сегодня по синей ветке так же, как путешествовали по красной, – из настоящего в прошлое.

«КРЫЛАТСКОЕ» (открыта 31 декабря 1989 года на Филёвской линии, с 7 января 2008 года – в составе Арбатско-Покровской)

Конструкция станции несимметрична: высокий свод зала имитирует гигантское крыло.

Эта станция своим появлением обязана продлению Филёвской линии на север, она была её конечной остановкой вплоть до 7 января 2008 года, когда участок «Кунцевская» – «Крылатское» перешёл к Арбатско-Покровской линии: голубая ветка не могла принимать составы более чем из 6 вагонов, к тому же синяя линия на пути сюда из центра более прямая. Крылатское – один из самых спортивных районов Москвы, это и стало темой внутреннего декора станции.

«МОЛОДЁЖНАЯ» (5 июля 1965 года)

За «Молодёжной» – оборотные тупики, потому в часы пик сюда подают и пустые составы.

Имя станции дала соседняя улица Молодёжная, которая позже стала Молодогвардейской. Чтобы так не назвали и станцию, на волне десоветизации в 1991 году её предлагали переименовать в «Ярцевскую» или «Рублёвскую», но прежнее имя сохранили. Если среди наших читателей есть охотники за исполнением желаний, то вам на эту станцию. В 2004 году здесь появился памятник барону-фантазёру Мюнхгаузену, выбирающемуся вместе с лошадью из болота, а также герою восточных легенд Ходже Насреддину вместе с его вечным спутником – осликом. Что потереть на этих скульптурах – подскажут их сверкающие части, а уж что при этом загадать – тайна каждого.

«КУНЦЕВСКАЯ» (31 августа 1965 года)

В этом году «Кунцевская» соединится переходом с одноимённой станцией БКЛ.

Наземная «Кунцевская» – одна из трёх станций столичного метро, имеющих три пути: один принадлежит Филёвской линии, два других – Арбатско-Покровской. После реконструкции здесь был образован первый в метрополитенах СНГ наземный пересадочный узел: одну ветку от другой разделяет лишь платформа, а для пересадки в сторону центра есть переходные мостики прямо над путями.

«СЛАВЯНСКИЙ БУЛЬВАР» (7 сентября 2008 года)

Деревья на скамьях в виде ладьи подсказывают, что наверху – чудесный яблоневый сад.

Эта самая «французская» станция нашего метро – подарок москвичам на день города 2008 года. Стиль интерьера напоминает оформление парижского метро и называется ар-нуво. Стены здесь облицованы мрамором «Верде Гватемала» зелёного цвета и декорированы нержавеющей сталью. Напольное покрытие – из мрамора чёрного цвета «Верде Бахия». По краям платформы камень обработан специальным термоупорным покрытием. В потолке станции сделаны большие углубления, в которых находятся кованые орнаменты из веток и листьев. Светильники, установленные на путевых стенах, расположены под таким углом, что освещают весь свод станции, визуально создавая впечатление дополнительного пространства.

КНИГА РЕКОРДОВ

• Самая глубокая станция в московском метро «Парк Победы» – 73,6 м, это примерно высота 22-этажного дома. Здесь же самый длинный эскалатор – 126 м.

• Самый длинный прогон тоже на этой ветке, между станциями «Крылатское» и «Строгино», – 6625 м, на проезд по нему требуется около 10 минут.

«ПАРК ПОБЕДЫ» (6 мая 2003 года)

«Парк Победы» сразу задумывалась как пересадочная, потому она имеет два зала – северный и южный, соединённые мостиками. Их расцветка зеркальна: в одном из них белые пилоны и коричневые путевые стены, в другом – наоборот. «Шахматная» расцветка пола тоже различна: в северном зале использован полированный гранит красного и серого цветов, в южном – чёрного и серого. Художественное оформление станции посвящено Великой отечественной войне и войне 1812 года – рядом с ней Поклонная гора с Музеем Победы и Триумфальная арка с музеем-панорамой «Бородинская битва». Два панно на эти темы работы Зураба Церетели были установлены в торцах залов. Одно из них демонтировали в 2015 году в связи со строительством второго выхода, торец задекорировали серым и чёрным мрамором.

Любителям «старого» метро нравится «Парк Победы»: каменная отделка, декоративные элементы на пилонах – всё это отсыл к классическим станциям.

Жанна Антипушина, старший научный сотрудник Государственного биологического музея имени К. А. Тимирязева:

На «Парке Победы» встречается больше ископаемых, чем на других станциях метро Москвы. Здесь использовали итальянский мраморизированный известняк аммонитико россо, получивший название из-за встречающихся в нём аммонитов – группы хищных морских животных. Их возраст – 145–200 млн лет. Если изучить две колонны в конце станции, можно увидеть самого крупного «обитателя» московского метро – головоногого моллюска диаметром 60 см. Найдены на станции и белемниты («чёртовы пальцы»), их размер – 10–12 см.

«КИЕВСКАЯ» (радиальная, открылась 5 апреля 1953 года, кольцевая – 14 марта 1954 года)

«Киевская» – единственная станция в метро, название которой повторяется три раза на трёх разных линиях. Сегодня мы побываем на двух имеющих общий вестибюль станциях-тёзках, которые считаются одними из самых красивых в Москве, – на Кольцевой и Арбатско-Покровской линиях, на станцию «Киевская» Филёвской линии мы отправимся в следующий раз.

«КИЕВСКАЯ»-КОЛЬЦЕВАЯ

Фото: commons.wikimedia.org/wiki/user:Ludvig14

Единственная станция метро Кольцевой линии, расположенная не в ЦАО. «Киевская»-кольцевая, созданная по проекту киевлян, – любимая станция Никиты Хрущёва. Этим творением он хотел увековечить в метро образ его родной Украины. 18 панно, украшающие станцию, рассказывают историю отношений России и Украины, начиная с Переяславской рады и до революции 1917 года. Кстати, эта станция была последней и самой богатой на изображения Сталина. Целых пять его профилей можно было увидеть на мозаиках. Теперь их нет – развенчание культа личности внесло коррективы.

«КИЕВСКАЯ»-РАДИАЛЬНАЯ

Фрески, керамический фриз, люстры из гранёного хрусталя с лампами авторского исполнения: «Киевская» – одна из наиболее богато украшенных станций Москвы.

Эта станция более полувека была конечной на синей ветке. На 24 фресках, украшающих свод зала, – счастливые украинские трудящиеся. Торцевую стену зала украшает яркое мозаичное панно, на котором изображены народные гулянья. Оно посвящено 300-летию воссоединения России и Украины. Совсем недавно его отреставрировали – из-за воздействия подземных вод оно разрушилось. На фреске посередине под знамёнами юноша стал наконец похож на казака, появился дедушка за пляшущей девушкой. Реставраторы говорят, что старались восстановить именно оригинальный вариант.

Кстати

Одна из тайн Арбатско-Покровской линии – её название. Почему Покровская? Ведь такой станции в Московском метрополитене нет. Причина – в изменениях в планах строительства 1938года: уже запроектированные станции «Ильинские Ворота» и «Покровские Ворота» не были построены, от них остались только заделы (если хотите – призраки), ну и название линии.

-- Михаил Савельев, Анна Шапорова Фото: Кирилл Журавок


← Клуб «Зодиак» в Можайском районе получил награду за помощь больным детям

→ Депутат МГД Бускин: В Москве появится больше зелени и благоустроенных набережных в 2021 году