Физики и лирики. На «Мосфильме» отреставрировали «Девять дней одного года»

18.11.2021 Культура

Физики и лирики. На «Мосфильме» отреставрировали «Девять дней одного года» Фото: кадр из фильма режиссёра Михаила Ромма «Девять дней одного года» 1962 г.

Обновленную картину Михаила Ромма зрители увидят 19 ноября, в 18:00 на YouTube-канале «Мосфильм». Посмотреть знаменитый «оттепельный» фильм о работе физиков над освоением атома в мирных и военных целях можно и в онлайн-кинотеатре киноконцерна в любое удобное время.

Драма Ромма «Девять дней одного года» вышла на экраны в 1962 году – это было время знаменитого спора между «физиками» и «лириками» о том, что важнее – искусство или наука, и можно ли пренебречь одним ради другого. Начало 60-ых было отмечено прорывом в космосе, открытием трансурановых элементов, «приручением» атома— все эти темы широко обсуждались в прессе, при этом затрагивались нравственные проблемы ответственности ученых за свои изобретения. Фильм Михаила Ромма смело ставил острые вопросы, и отвечал на них. Лента первоначально называлась «365 дней», но режиссер решил сосредоточиться на самых важных моментах в биографии своего героя и сократил количество дней до девяти. На главные роли были приглашены Юрий Яковлев и Алексей Баталов. Но Яковлев сниматься не смог по состоянию здоровья после автомобильной аварии, и тогда в картине появился Иннокентий Смоктуновский. Главную женскую роль сыграла актриса театра «Современник» Татьяна Лаврова. Роль Лёли стала для нее главной в кинокарьере. В фильме можно увидеть звезд отечественного кино - молодых Евгения Евстигнеева, Люсьену Овчинникову, Михаила Козакова.

Картина «Девять дней одного года», по опросу журнала «Советский экран», стала лучшим фильмом 1962 года, а исполнитель главной роли Алексей Баталов — лучшим актёром года. В следующем году лента отпразднует юбилей – 60 лет на экране.

-- Рита Долматова