Юрий Поляков: «Из Переделкино нужно сделать литературно-исторический центр»

Известный писатель и драматург Юрий Поляков, открывший недавно Первый международный фестиваль современной драматургии «Смотрины», который с огромным успехом прошёл в течение 17 дней в Москве и в России исключительно по его пьесам, живёт на Западе Москвы. Мы попросили его ответить на несколько вопросов о Крыме, который он любит, и о Западе Москвы, где находится не только его дом, но и обожающее эти места сердце.

- Юрий Михайлович, как часто вы бываете в Крыму на отдыхе или по делу?

- Бываю и на отдыхе, но чаще всё-таки по делу. Например, много лет езжу на фестиваль «Вместе», который проводится в Ялте. Это ежегодный телекинофорум, который проходит в конце августа - начале сентября, и был задуман в конце 90-х годов для объединения здоровых творческих сил, находящихся на просторах СНГ. Неоднократно был там председателем жюри. Бываю в Крыму и по делам театральным: в местных театрах ставят мои пьесы.

- Чем вас порадовал Крым в последний приезд и чем огорчил?

- Порадовало меня то, что люди там очень воодушевлены тем, что Крым вернулся в Россию, и что никто не будет заниматься тупой украинизацией. Огорчило то, что вино подорожало в рублевом эквиваленте.

- А как вы сами относитесь к присоединению Крыма к России?

- Ну как может к этому относиться нормальный русский человек?! Как к восстановлению исторической справедливости: Крым и был и должен быть российским. И, слава богу, что наконец это произошло.

- А что, на ваш взгляд, нужно изменить в Крыму, чтобы эта благословенная земля стала комфортной для туристов?

- То же самое, что и в России. Минимизировать коррупцию, добиться того, чтобы государственные средства расходовались по назначению. Чтобы малый и средний бизнес, который собственно и обеспечивает комфортную жизнь, не облагался со всех сторон ограничениями и взятками. Чтобы монополисты - транспортные - и прочие не взвинчивали цены на билеты. Всё то же самое, что и в России. Яне верю, что можно сделать из Крыма жемчужину в то время, как во всей России будет продолжаться то, что продолжается сейчас.

- Есть ли у вас в Крыму любимые места?

- Коктебель – туда я ездил много лет, ещё в писательский дом творчества при советской власти. Под Судаком есть очень интересные места, там, где проходил международный музыкальный фестиваль Каzантип.

- А среди ваших друзей есть те, кто предпочёл отдых в Крыму другим местам в мире?

- Среди друзей литературной молодости многие туда даже на жительство перебрались. Как москвичи - поэты Иван Жданов, Александр Юдахин, прозаик Михил Рогожин. Я и сам, когда есть возможность, с удовольствием отдыхаю в Крыму. Но считаю, что там надо вести ценовую политику так, чтобы людям было выгодно отдыхать у себя на Родине, а не в Турции, где всё намного дешевле. Я могу себе позволить переплатить как широко издающийся писатель и известный драматург. Но в основном-то люди на отпуск собирают по копейке, у них каждый рубль на счету. А они сталкиваются там с необъяснимым взвинчиванием цен. Есть в Крыму отдых на уровне мирового стандарта, но, как правило, он для богатых. А это должно быть доступно и врачу поликлиники, и учителю, то есть, основной массе населения.

- Как вам живется на Западе Москвы?

- Хорошо, потому что Переделкино – это легендарное и совершенно уникальное место, с особой энергетикой. Но мне жилось бы ещё лучше, если бы московское правительство, которое теперь отвечает за этот регион, всё-таки подумало, что, как тротуарная плитка сама не укладывается: её надо завезти, уложить, облагородить, так же и подмосковные леса сами собой не оздоравливаются: надо проводить санитарные вырубки, лечить поражённые жучками участки. Уникальный Переделкинский реликтовый лес превратился в лес из фильмов ужасов. Такое впечатление, что у нас в стране лесным хозяйством никто не занимается, кроме лесорубов. И хотя советский период сегодня принято ругать за бесхозяйственность и штурмовщину, но именно тогда этот лес был образцовым, здесь была одна из лучших лыжных трасс – для беговых лыж. А сейчас он предоставлен сам себе. И обидно за него и за нас, потому что этот историко-культурный заповедник находится в черте Москвы. В Литературной газете мы много об этом писали, но, по-моему, это мало кого волнует.

- Что, же нужно сегодня сделать, чтобы всё изменить к лучшему?

- Из Переделкино нужно делать литературно-исторический центр: здесь три музея, а с Евтушенковским теперь уже и четыре. Давно уже была идея создать на базе Дома творчества литературный музей «Переделкино. Особняк, построенный здесь в стиле сталинского неоклассицизма в 1949 году для писателей, есть, который как Дом творчества не работает. Очень много осталось артефактов и архивов у вдов классиков, которые тоже уже уходят. Там можно было бы держать эти архивы, сделать экспозицию, потому что здесь жил когда-то весь свет советской литературы. Есть в Переделкине три музея – Пастернаку, Окуджаве и Чуковскому, с таким же успехом можно было сделать здесь и музеи Айтматова, Катаева, Пермяка, Ахмадулиной – как раз напротив меня её дача. Но всё невозможно превратить в музей, поэтому была идея сделать литературный музей «Переделкино», экспозицию которой посвятить всем тем выдающимся писателям, которые здесь фактически на протяжении 80-ти лет жили, творили, умирали. И тут же можно создать хранилище их архивов. А поскольку интерес к советской литературе и искусству растёт, литературный музей «Переделкино» может стать центром изучения этого периода. Кроме того, рядом Самаринские пруды и остатки усадьбы знаменитого славянофила Самарина. У меня была идея - я в своё время стучался с ней в кабинеты – сделать здесь музей западников и славянофилов, чего у нас никогда не было. И тогда приезжающий школьный или студенческий автобус, да и просто все желающие попадали бы в созвездие литературных музеев. Но, к сожалению, всё наталкивается на какие-то юридические проблемы, потому что неизвестно, кто собственник этих земель – то ли Литфонд, то ли государство. Идут бесконечные суды, цель которых непонятна. Под сурдинку продаются кому эти благословенные земли, где строятся заводики по производству какой-то плитки. Но, может быть, Новый 2016 год что-то изменит к лучшему в тех местах России и Москве, которые мы любим и хотим сберечь для наших детей и внуков?! Хочется в это верить!

Полина Шорохова


← Новогоднее пожелание в стихах от Давида Захарова, ученика 7 класса "М" школы № 1329

→ На Мосфильме прошёл показ первой полнометражной картины Михаила Левитина-младшего «Подлец»