“Пробки” Кукрыниксов и “заяц” Паустовского. История московского трамвая

28.04.2016 Культура

В апреле московскому трамваю исполнилось уже 117 лет, а некоторые маршруты за минувший век остались практически прежними. К слову, один из трамвайных рейсов, пусть и не самый старый (существует с 1963 года), но несомненно "исторический" проходит по Западному округу. Трамвай № 39 везет своих пассажиров от Чистых прудов до станции метро «Университет». Устроившись поуютнее на удобном сидении современного вагона, можно отправиться почти в полуторачасовой вояж и осмотреть – пусть и мельком - немало памятных мест дореволюционной и советской Москвы. Это и старинные здания, и древний (построенный в конце XIII века) Свято-Данилов монастырь, и одна из самых грандиозных сталинских высоток – 236-метровый "храм советской науки" – главный корпус МГУ.

История московского трамвая

"Шустрый" трамвай на улицы Москвы пришел на смену неспешной конке. Конные железные дороги быстро завоевали симпатии студентов и рабочих, купцов и чиновников, но слишком уж неторопливой была езда – уставшие лошади тащили по рельсам вагоны со скоростью не более 8 км в час.

Да и состояние путей и вагонов, мягко говоря, оставляли желать лучшего, а другие российские города (Киев, Нижний Новгород и пр.) уже имели положительный опыт запуска электрического трамвая. И в 1895 году московское Общество конно-железных дорог задалось вопросом – почему бы и нам не запустить трамвай в столице? От Городской Управы был получен положительный вердикт уже через несколько лет неподалеку от Бутырской заставы выросла электрическая подстанция, а рядом с нею и трамвайный парк. За долгие годы жизни московского трамвая на нем совершали поездки не только обычные люди, но и знаменитые художники и режиссеры, поэты и писатели и даже герои их произведений.

Помните хитроумного булгаковского кота Бегемота, которого злая кондукторша "шуганула" из трамвая?

"...лишь кондукторша рванула веревку, и трамвай тронулся, кот поступил как всякий, кого изгоняют из трамвая, но которому все-таки ехать-то надо. Пропустив мимо себя все три вагона... вскочил на заднюю дугу последнего, лапой вцепился в какую-то кишку, выходящую из стенки, и укатил, сэкономив, таким образом, гривенник".

А придирчивого Остапа Бендера, отказывавшегося ехать на извозчике?

"Это карета прошлого, - сказал он брезгливо, - в ней далеко не уедешь... Пришлось сесть в трамвай. Вагон был переполнен".

А "Место встречи изменить нельзя" и "Покровские Ворота"? В вагоне герои ссорились и толкались локтями, кричали: "Держи вора!" и признавались в любви... К слову, и в том и в другом кинофильме "гвоздем" съемок был один и тот же советский трамвай КМ (Коломенский Моторный) под номером 2170.

Но не будем забегать вперед. Все это случится гораздо позже... А сама история открытия трамвайного движения для широкой московской публики звучит довольно интригующе.

Торжественное открытие первой трамвайной линии (вагоны колесили от Бутырской заставы до Петровского парка) в столице состоялось 25 марта (6 апреля) в 1899 году. В честь этого события состоялся молебен при участии протоирея, хора и певчих и, разумеется, высокопоставленных гостей. Вот что писали о запуске трамвайной линии в газете "Московские ведомости" того времени:

"Электрические вагоны, выходя из депо, направлялись в Петровский парк. По всему пути... стоял народ, с любопытством смотревший на движение электрического трамвая... находившиеся в вагонах воочию убедились в преимуществах электрической тяги перед конной... ".

Первыми пассажирами ликующе трезвонящего трамвая (не считая комиссии Общества конно-железных дорог, кондукторов и техников, прежде проводивших испытания) стали "начальствующие и почетные лица". А уже на следующий день было запущено регулярное движение московского трамвая и для широкой публики... но только по загородной линии (билет стоил 6 копеек, а скорость движения составляла меньше 30 км в час). На самом деле, городская линия (от Страстного монастыря до Бутырской заставы) к тому времени так же была построена. Но злые языки утверждали, что московский обер-полицмейстер Трепов, известный своим свирепым нравом, препятствовал ее запуску, т.к. "не мог даже на самой лучшей выездной тройке обогнать трамвайный вагон". Так ли это – достоверно не известно, но для России того времена очень характерно.

Но всем препятствиям вопреки уже 14 (26) июня 1899 г. после устранения отдельных технических недоделок и на городскую линию было подано напряжение. Свершилось! Согласно расписанию теперь по обеим линиям ежедневно двигались битком набитые пассажирами вагоны. Так началась история московского трамвая.

Интересные факты из истории трамвая начала ХХ века

Руки у кондукторов постоянно были зелеными от медяков.

Каждому дню недели соответствовал свой цвет билета (чтобы пассажиры не ездили по вчерашним).

Кондуктор должен был не только хорошо знать все московские площади, улицы и переулки, театры, вокзалы, церкви и рынки и пр., но и объяснить - как к ним проехать. Как пишет Константин Паустовский: "В этом отношении тягаться с кондукторами могли только московские извозчики".

Первые пробки на дорогах Москвы нервировали пассажиров трамвая уже почти 100 лет назад. У знаменитых Кукрыниксов есть даже карикатура по этому поводу. Вот она:

После революции население столицы выросло, а трамваев не хватало - людей в вагоны набивалось "как сельдей в бочке". Именно тогда и родилось на свет популярное выражение "хам трамвайный".

С "зайцами" в давние времена кондукторы "сражались" так же настойчиво, как и сейчас. Так, в своей книге "Повесть о жизни" работавший некоторое время кондуктором трамвая Константин Паустовский приводит историю о вредном старике, который садился в вагон ранним утром, когда в сумке кондуктора "позванивало" всего лишь 60 копеек выданной на сдачу мелочи. Старик "с предупредительной улыбкой" протягивал "катеринку" - сторублевую бумажку. Сдачи у кондуктора, конечно же, не было, но пассажир о ней и не заикался - сходил на ближайшей станции, где дожидался другого трамвая. "Так, пересаживаясь из вагона в вагон, старик бесплатно ездил на службу изо дня в день... Это был неслыханно упорный безбилетный пассажир ".

Как-то раз Паустовский рассказал о старике начальнику трамвайного парка и, получив наутро сто рублей мелочью, принялся поджидать "зайца". Ничего не подозревающий старик мирно забрался в вагон и протянул свою "неразменную" купюру. "Я взял ее, повертел, посмотрел на свет и засунул в сумку – пишет Паустовский - У старика от изумления отвалилась челюсть".

Паустовский отсчитал сдачу – и протянул старику, глаза которого были полны такой злобой, что, как замечает автор, не хотел бы он "встретиться с этим стариком в пустом переулке".

"– Зараза! – хриплым голосом произнес старик, открыл дверь... и сошел на первой же остановке...

Когда вагон тронулся, старик изо всей силы ударил толстой тростью по стенке вагона и еще раз крикнул:
– Зараза! Жулик! Я тебе покажу!"

Больше вредного старика Паустовский не встречал. Но кое-кто из кондукторов видел как старик "бодро шагал пешком из дому на службу".

Конечно же, дни триумфа героя моего рассказа остались в прошлом. И все-таки до сих пор симпатии многих москвичей остаются на стороне трамвая. Не зря же один из героев Ильфа и Петрова убежденно говорил: "Хочу ехать на трамвае... ну, как ты этого не понимаешь? Раз трамвай есть, значит, на нем нужно ехать! ".

-- Татьяна Протасова


← Стартовала проходка правого перегонного тоннеля от станции «Говорово» в направлении станции «Очаково»

→ Самолет с благодатным огнем, прибудет в московский аэропорт “Внуково” поздно вечером