Как окраина столицы превратилась в аллею звезд

Если посмотреть на карту нашего округа – увидишь множество улиц, названных именами деятелей искусства. Викентий Вересаев, Юлиан Семенов, Тарас Шевченко и Леся Украинка дали свои имена улицам и переулкам запада Москвы. А вокруг киноконцерна «Мосфильм» в названиях преобладают имена кинематографистов: Довженко, Пырьева, Пудовкина.

Хутор стал киногородом

А «Мосфильм» стоит на улице имени себя – Мосфильмовской. Она получила такое название в начале 1952-го года. Но кинофабрика тут появилась много раньше – в 1931-м году. Тогда это была окраина Москвы, хутор Потылиха. Молодая советская кинематография стремительно развивалась, и ей нужен был абсолютно новый, специально под ее нужды построенный киногород. Таковой решили возводить на просторе, чтобы никого не теснить. В марте 1931-го года начала свою работу Московская объединенная фабрика «Союзкино» имени Десятилетия Октября. А в 1935-м это предприятие стало называться киностудией «Мосфильм».

На Мосфильмовской, напротив бюро пропусков «Мосфильма» в 2001-м году открыли Аллею кинозвезд. Это отрезок улицы, на котором расположены небольшие плиты с отпечатками рук знаменитых кинематографистов. Первым в этом ряду «отметился» актер и режиссер Никита Михалков. Также там оставили отпечатки своих ладоней режиссер Георгий Данелия, актеры Александр Абдулов и Армен Джигарханян, Элина Быстрицкая и Лия Ахеджакова, Вячеслав Тихонов и Олег Басилашвили. Рядом с Аллеей кинозвезд, на пересечении улиц Мосфильмовской и Пырьева, находится сквер, где в 2001-м году установили памятник Евгению Леонову в образе героя фильма «Джентльмены удачи». Осенью 2016-го года злоумышленники украли изваяние, чтобы продать его сборщикам цветных металлов. Памятник, полюбившийся москвичам, собираются восстановить – но когда и где он найдет новое пристанище пока не известно.

Рулевой киносообщества

Улица Пырьева. Имя знаменитого режиссера ей присвоили в 1988-м году, а до того это был 1-й Мосфильмовский переулок. Иван Александрович Пырьев, конечно же, достоин того, чтобы его имя носила столичная улица. Автор незабываемых фильмов – «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Идиот», он был еще и авторитетной общественной фигурой, инициатором создания важных киноинституций. Например, будучи директором «Мосфильма», Пырьев организовал при студии Высшие режиссерские курсы – теперь это славное учебное заведение называется Высшие курсы сценаристов и режиссеров (ВКСР) и является, наряду со ВГИКом, кузницей кадров для нашей киноиндустрии. А в 1957-м году Иван Пырьев начал «пробивать» Союз кинематографистов. Позже профессиональные союзы появились во всех областях искусства, а в конце 50-х к идее объединения творцов в большие группы относились с недоверием. Но упрямства и общественного темперамента Пырьеву было не занимать – в 1965-м году состоялся Учредительный съезд Союза кинематографистов СССР, и организация начала работу. У руля стал сам Пырьев, при том, что он оставался действующим режиссером. Свой последний фильм – экранизацию романа Достоевского «Братья Карамазовы» - Пырьев не успел закончить. В 1968-м году Ивана Александровича не стало. Но картину доделали актеры-исполнители главных ролей Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.

Коммунист, кинематографист, садовник

Улица Довженко появилась в нашем округе в 1974-м году. Она носит имя режиссера Александра Довженко. Он начинал на Одесской киностудии, на Украине были сделаны в 1930-е годы его главные фильмы: «Звенигора», «Земля». В 1948-м Довженко снимал на «Мосфильме» фильм «Мичурин» - тогда-то и был посажен на территории киностудии знаменитый яблоневый сад. До того стараниями Довженко такой же был заложен на Киевской киностудии (которая теперь носит его имя). Мосфильмовским яблоням уже много лет, но они по-прежнему радуют глаз, весной – белыми цветами, осенью – румяными плодами. В советские годы, когда Московский международный кинофестиваль проходил раз в два года, гостей этого смотра обязательно привозили в гости на главную киностудию СССР, на «Мосфильм», и в программу экскурсии непременно входило чаепитие под «яблонями Довженко».

Кстати, побратимы московской улицы Довженко есть в нескольких городах: в Киеве, Одессе, Львове, Волгограде. Судьба Александра Петровича Довженко изобиловала поворотами, он жил не только в Житомире, Киеве, Харькове, Одессе и Москве, но и в Варшаве, Берлине. До прихода в кинематограф, Довженко был деятелем Украинской коммунистической партии, его «бросали» то на репатриацию и обмен военнопленных в Польше, то на укрепление торговых связей между СССР и Германией.

Актер, режиссер и теоретик

Улица Пудовкина получила свое название в конце 1961-го года. Режиссера Всеволода Пудовкина тогда уже не было на свете. Он прожил не очень длинную, но яркую и насыщенную жизнь. Пудовкин – один из пионеров советского кино. Начинал он как актер, и до сих пор все, кто изучает историю кино, смотрят фильмы с его участием: «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» Льва Кулешова (в его студии учился Пудовкин), «Новый Вавилон» Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Но уже через год после выпуска из учебной студии Пудовкин снял как режиссер фильм «Мать» по одноименному роману Горького – картина впечатлила и публику, и кинематографистов разных стран. Вслед за этим фильмом последовали еще две картины Пудовкина, которые и поныне считаются шедеврами черно-белого немого кино: «Конец Санкт-Петербурга» и «Потомок Чингисхана».

Пудовкин довольно успешно продолжал работать и когда наступила эра звукового кино. В 1941-м году он сделал фильм «Суворов» и потом продолжил биографический жанр: в 1946-м вышел на экраны его фильм «Адмирал Нахимов», в 1950-м – кинороман «Жуковский», о жизни основателя современной аэродинамики Николая Жуковского. Всеволод Пудовкин, как, кстати, и Александр Довженко, много времени и сил отдавал преподаванию во ВГИКе, а также написал несколько книг по теории кино, которые входят в базовый список учебной литературы для всех, кто обучается кинорежиссуре.

Пешком на работу

Конечно, когда производство на «Мосфильме» набирало обороты, кинематографисты старались селиться рядом со студией. На Мосфильмовской жили знаменитый кинооператор Сергей Урусевский, режиссер Михаил Швейцер, на улице Пырьева – Андрей Тарковский и Игорь Таланкин, на улице Довженко – Анатолий Солоницын, режиссер Владимир Мотыль, на улице Пудовкина – Григорий Чухрай, актриса Тамара Носова.

-- Марианна Крушинская


← Пенсионеров бесплатно обучат компьютерной грамотности

→ Редакция газеты проводит прямую линию с Владимиром Хихленко