Истории о военном прошлом железнодорожников сохранены в проекте «Лица Победы»

Истории о военном прошлом железнодорожников сохранены в проекте «Лица Победы»

В преддверье Дня железнодорожника России Музей Победы на Поклонной горе представил новые истории о работниках стальных магистралей во время Великой Отечественной войны.

Всенародный исторический депозитарий «Лица Победы» навечно сохранит эти материалы для потомков.

Как только началась Великая Отечественная война, железнодорожникам удалось организовать перестройку своей деятельности таким образом, чтобы она могла соответствовать требованиям военного периода.

Путейцами была обеспечена подготовка и проведение свыше пятидесяти стратегических и наступательных операций. Целые армии вместе с огромным количеством боевой техники и вооружения были переброшены к местам решающих сражений. За четыре года, в течение которых длилась война, по железным дорогам СССР было перевезено 20 млн вагонов. Удалось эвакуировать свыше 2,5 тыс. предприятий, оборудование, предметы искусства и миллионы людей – данный факт не имеет себе равных в истории. Организацию эвакуации в подобных масштабах можно отнести к числу наиболее впечатляющих человеческих подвигов.

В материалах о военном прошлом путейцев-железнодорожников, присланных в депозитарий «Лица Победы», собраны свидетельства о героизме и мужестве наших соотечественников, внесших колоссальный вклад в общую борьбу с захватчиками.

В честь профессионального праздника – Дня железнодорожника – который в нынешнем году будет отмечаться 2 августа, проект «Лица Победы» подготовил истории о тружениках стальных магистралей.

История военной путейщицы Татьяны Фёдоровны Кликиной (1921 г.р.) прислана из Клинского района Московской области. В ноябре 1941 года немцы оккупировали деревню Кузнечково – именно здесь застала Татьяну Фёдоровну война. В мае 1942 года, когда родная деревня была уже освобождена, Татьяна Фёдоровна была мобилизована на работы в состав путевой машинной станции № 10 города Красный Лиман. Военнослужащие, работающие там, занимались восстановлением железнодорожных путей, обеспечением прохождения наших войск и переброской техники к Сталинграду и далее. На станции Кликина проработала до августа 1944 года.

В послевоенные годы Татьяна Фёдоровна работала на сельхозпредприятиях по месту жительства. Воспитала двух дочерей, четырех внуков и двух правнуков. Награждена орденом Отечественной войны II степени.

История жизненного пути Болеслава Викентьевича Рукевича (1925 г.р.) для депозитария «Лица Победы» отправлена из Нижегородской области. Болеслав Викентьевич с самого начала войны попал на фронт: в начале на Калининский, после - на Ленинградский. С 1941 по 1943 год являлся инженером мостового батальона в железнодорожных войсках. Затем, до окончания войны, нес службу в Главном управлении военно-восстановительных работ. После завершения войны Рукевич продолжил учиться и 1949 году стал выпускником Военно-транспортной академии им. Кагановича.

В течение последних лет службы инженер-полковник Болеслав Викентьевич Рукевич преподавал на Высших офицерских курсах железнодорожных войск в городе Ломоносове Ленинградской области. Имеет следующие награды: орден Ленина, орден Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, две медали «За боевые заслуги», медали «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За победу над Японией», а также юбилейные медали. Является почетным железнодорожником.

Среди множества тяжелых задач, с которыми приходилось справляться, было восстановление железнодорожных путей после налетов вражеских бомбардировщиков. Юная жительница Костромской области Лидия Александровна Кулакова попала на фронт в 1943 году. Ефрейтор командовала 3-им (женским) отделением 2-й роты 81-го отдельного восстановительного железнодорожного батальона. Ей предстояло восстановить железнодорожные пути, которые удалось освободить силами Ленинградского фронта: Новгород-Чудово, Ленинград-Новгород и Новгород-Псков. За проявленные героический самоотверженный труд и отличную боевую подготовку была награждена медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны II степени.

Эти истории, как и множество других, теперь можно найти в зале «Лица Победы». Специальный раздел «Чудо эвакуации», созданный в рамках новой экспозиции «Подвиг народа» хранит ценные факты, свидетельствующие об огромном вкладе путейцев в общую Победу нашего народа. На площади более 300 квадратных метров удалось воссоздать интерьер железнодорожного вокзала. Навсегда в летописи военных лет запечатлен беспрецедентный подвиг железнодорожников по эвакуации предприятий и людей на восток страны, вывозе культурных ценностей, спасении урожая в страшные дни 1941 года.


← Медовый Спас и борода Велеса. Этнограф о празднике Первого урожая и том, как отметить его сегодня

→ Самый экологически чистый район ЗАО: почему в Крылатском жить хорошо?