Митрополит Рязанский и Михайловский Марк ответил на вопросы жителей ЗАО

Мы продолжаем разговор с председателем Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, Председателем Правления Фонда «Поддержки строительства храмов города Москвы», митрополитом Рязанским и Михайловским Марком. Сегодня речь пойдет о правилах подачи записок в храме.

Владыка, существуют ли правила написания записок о живых и усопших?

Как правило, записки подаются накануне вечером или утром – перед Божественной литургией. В записках можно указывать имена только православных христиан. То есть крещеных людей. И крещеных в Православной вере. Так что, если Вы не уверены, что человек крещен, не стоит его имя писать в записке. Кроме того, в записках «Об упокоении» нельзя писать имена самоубийц. Все имена должны быть написаны полностью: то есть «Господи помилуй» не «Сережу» и даже не «Сергея», а «Сергия» не «Сашу», а «Александра», не «Петю», а «Петра». Очень важно писать имя, данное человеку при Крещении. Например, не «Светлану», а «Фотинию», не «Юрия», а «Георгия». Также не надо писать фамилии или отчества, титулы или звания. При этом в русской традиции мы добавляем: «иерея» такого-то, «архиепископа» такого-то. Также иногда уточняем: «болящего», «воина», «путешествующего» или «младенца», «отрока». Хотя, конечно, такие уточнения, скорее, служат для утешения того, кто подает записку. Первыми в записке принято писать имена священнослужителей, затем свое имя, а потом родных и близких. В записках «Об упокоении» разрешаются и такие уточнения, как «убиенного», «приснопамятного», в первые 40 дней после кончины – пишется «новопреставленного». Вы можете подавать записки о собственном здравии, как уже было выше сказано. А вот подавать записки с именами святых не стоит, потому что угодники Божии уже предстоят Господу и сами молятся о нашем спасении. В том случае, если в храме или монастыре уже разложены специальные разлинованные бланки, то правильным будет воспользоваться именно ими. И имена старайтесь вписывать в предложенную строку. Если все имена не помещаются на листочке, возьмите новый. Не стоит вписывать по несколько имен в одной строчке или переворачивать бланк. И главное – когда Вы пишите имена своих родных и близких, тех, о ком Вы просите помолиться, будьте сердечно сосредоточены, не перечисляйте машинально имена, торопясь повторить их как скороговорку. Сами помолитесь о каждом. Постарайтесь писать аккуратно и разборчиво. И не только для того, чтобы священнику было проще прочитать имена, но и потому, что это своего рода богослужебные страницы, на которых изображается крест, которые вносятся в алтарь и перед Святым Престолом по ним читаются имена за Божественной литургией.

Какое поминовение самое главное?

У верующих порой возникает ложное представление о том, какое именно из поминовений является главным. Люди приходят в храм на Литургию, однако считают про себя более важным подать записку не на Литургию, а на молебен, где совершается молитва с «конкретным» прошением ко Господу о здравии, или с призыванием помощи Божией во всяком добром деле и его начинании, или на молебен какому-то любимому святому. Такие молитвы в представлении современных людей иногда почитаются «более действенными» именно в связи со своей «конкретикой» и определенной «адресностью». По сравнению с прошениями на Литургии, когда, казалось бы, молитвы носят «более общий характер». И тем не менее именно Литургия является главным богослужением! Поскольку любой молебен – это просто молитва: молитва священника, воздыхание мирян, молящихся усердно и не очень. Литургия же – это не только молитва немощных людей, это принесение Богу бескровной жертвы! Никакая другая молитва не имеет той силы, которой обладает молитва-поминовение за Божественной литургией. При этом вовсе не обязательно, чтобы имя человека было произнесено вслух. Самое главное, чтобы его помянули, а как уже: велегласно или про себя, - не имеет значения.

Частый вопрос за свечным ящиком: что такое заказная записка? В некоторых храмах действительно существует разделение на «простые» и «заказные» записки. В чем разница?

Имена живых и усопших православных христиан из заказной записки поминаются на проскомидии, с выниманием частиц из четвертой и пятой заготовленных больших просфор. Частицы также вынимаются из маленьких дополнительных просфор (кроме пяти богослужебных) и также полагаются на дискос. Не имеет значения, из какой именно просфоры вынимается частица. Имена из «простых» записок читаются за Божественной Литургией в любое время без вынимания частиц. Изначально в Церкви была всего одна форма поминовения. Человек сам пек просфору, прикладывал к ней записку, чтобы в храме на богослужении помянули его и его родных. И священник брал эти просфоры с записками и за богослужением, поминая всех поименно, вынимал частицы. Постепенно просфоры стали выпекать при храме, и люди перестали приносить их из дома и уже просто передавали записки на Литургию. Люди иногда считают, что следует вынимать частицы за каждое имя в записке. Однако такой подход отдает формализмом. Преподобный старец Варнава Гефсиманский, отвечая на подобный вопрос одного из своих духовных чад, который говорил о своем желании вынуть частицу за каждое имя, говорил: «Неразумно это. Господь одной каплей Своей крови омывает все грехи человечества!».

-- Андрей Бекетов


← Деятельность линейного отдела МВД России в аэропорту Внуково за 6 месяцев 2017 года

→ Возложение цветов к памятнику Героям-автомобилистам