«Мосфильм» празднует 870-летие столицы
К юбилею Москвы главная киностудия страны пополнила копилку своего онлайн-кинотеатра. Вниманию зрителей предлагаются ленты, где одну из главных ролей играет город.
Москва растёт и меняется, и кинематограф является одним из видов искусства, который может запечатлеть и передать эти изменения, остановить время и сохранить навеки столицу уходящую, и сегодняшнюю...
Начало показа советской Москвы было положено в 1924 году приключенческим фильмом «Аэлита» Я.Протазанова, созданного по мотивам романа А.Н.Толстого. Впервые было выбрано несколько удачных точек съёмки города, позволяющих продемонстрировать на экране виды советской столицы 1920-х годов: Кремль, Красную площадь, Театральный проезд, набережную Москвы-реки. Также о Москве и москвичах рассказала поставленная в 1924 году картина «Папиросница из Моссельпрома» Ю. Желябужского.
Эти первые работы заложили основу кинолетописи Москвы.
В 1930-е годы кинематограф был обращён к теме социалистического строительства столицы. Именно в это время заработала первая очередь метрополитена и завершилось строительство гостиницы «Москва», что нашло своё отражение в фильме Г.Александрова «Цирк». Фильм стал одной из самых популярных музыкальных комедий, которая познакомила зрителя с преображённым обликом Москвы. Открытию движения судов по каналу Москва – Волга Г.Александров посвятил фильм «Волга-Волга». Перед зрителем предстали новые водные ворота столицы.
Примечательно, что облик Москвы конца 30-х годов наиболее точно отражали именно комедии: это картины К.Юдина «Девушка с характером» и «Сердца четырёх», монтаж последней был завершён уже накануне Великой Отечественной войны, а также любимый многими поколениями зрителей «Подкидыш» Т.Лукашевич.
В 1940-41 годах были сняты музыкальные комедии «Светлый путь» Г.Александрова и «Свинарка и пастух» И.Пырьева. Действие картин разворачивается на территории московской Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
Среди кинолент, рассказывающих о Великой Отечественной войне, наибольшую популярность приобрёл фильм И.Пырьева, снятый в 1944 году, «В шесть часов вечера после войны». Сцена прощания героев на фоне Кремля вошла в число лучших съёмочных композиций отечественного кинематографа.
Послевоенный город предстал перед зрителем в макетах, высотных зданиях, кварталах новостроек в фильме 1954 года М.Калатозова «Верные друзья». С особой силой зазвучала тема красоты столичных набережных и самой Москвы-реки.
По - новому увидели зрители Москву в картине 1958 года режиссера Н.Досталя «Дела «пёстрых»». Действие происходило как в центре города, с его ухоженными квартирами и шумными вокзалами, так и в рабочем пригороде с дымными заводами, кафе – «забегаловками» и танцплощадкой.
В начале и середине 60-х на экраны вышла целая серия фильмов о Москве: это и «Черёмушки» Г.Раппапорта, и «Дайте жалобную книгу» Э.Рязанова и знаменитая картина Г. Данелии «Я шагаю по Москве», ленты М.Хуциева «Застава Ильича» и «Июльский дождь», «Берегись автомобиля» Э.Рязанова «Берегись автомобиля». Москва 70-ых представлена «Белорусским вокзалом» , «Служебным романом» и «Мимино», о 80-ых повествует «Москва слезам не верит». Напомним, что этот фильм стал лидером проката и в 1981 году был удостоен премии «Оскар».
Вторая половина 1980-х годов вывела на экран современного молодого героя с непростым характером, как Иван в «Курьере» К.Шахназарова. Многое о времени застоя рассказала рязановская «Забытая мелодия для флейты». Москва лихих 90-ых – это «Такси-блюз» П.Лунгина, «Любовь» В.Тодоровского, «За последней чертой» Н.Стамбула. Современные картины показывают Москву сегодняшнюю, с ее новомодной офисной и жилой застройкой, многочисленными торговыми и развлекательными центрами, героями лент все чаще становятся бизнесмены и бизнес – леди.