Исполнилось 80 лет со дня рождения кинооператора Георгия Рерберга
В холле Главного корпуса «Мосфильма» есть галерея портретов кинооператоров, в разное время трудившихся на студии. Среди прочих там можно увидеть фотографию Георгия Рерберга – соавтора фильмов Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского, Сергея Соловьева, Вадима Абдрашитова и других режиссеров. 28 сентября исполнилось 80 лет со дня рождения знаменитого оператора.
Рерберг пришел на «Мосфильм» в 1961-м году, почти сразу после ВГИКа. Начинал, как все, ассистентом оператора, вторым оператором. Дебют в качестве оператора-постановщика случился в 1964-м: с режиссером-дебютантом Андреем Кончаловским Рерберг отправился в Киргизию на съемки фильма «Первый учитель» по одноименной повести Чингиза Айтматова. Несмотря на многие производственные перипетии, картина стала счастливым стартом и для молодого режиссера, и для исполнительницы главной роли Натальи Аринбасаровой, и для оператора Георгия Рерберга. В том, как был снят «Первый учитель», проявились одновременно мастерство и способность к риску – те качества, которые делали Рерберга автором уникального, оригинального, высокохудожественного изображения.
На «Мосфильме» помнят Рерберга как человека большой харизмы – его бесконечно уважали коллеги по цеху, а режиссеры побаивались. Он был максималистом в своих требованиях к качеству не только изображения, но и кино в целом. Потому снял за свою жизнь не так много, как некоторые коллеги. Истории разрывов Рерберга с лучшими режиссерами его поколения до сих пор ходят в легендах: сняв в тандеме «Первого учителя», «Историю Аси Клячиной», «Дворянское гнездо», Кончаловский и Рерберг расстались посреди работы над фильмом «Дядя Ваня», а с Тарковским оператор разошелся на фильме «Сталкер» (на счету их дуэта уже было «Зеркало» - ныне эталонное произведение мировой кинокультуры).
Что же выделяло Рерберга даже из звездного ряда советских операторов 60-х-80-х? Не просто обширное и глубокое знание истории живописи, архитектуры, не просто ориентация на великие произведения мастеров прошлого и настоящего, но стремление сделать кинематографическое изображение полноценным фактом изобразительного искусства. Иногда это приводило к тому, что изобразительный ряд фильма был ощутимо интереснее самого фильма... Потому и боялись многие режиссеры работать с Рербергом.
Стоит вспомнить, что Рерберг снимал не только фильмы, которые сейчас бы мы назвали артхаусными, но и комедии, не сходящие с наших телеэкранов по сей день. Например, следующей картиной после «Зеркала» идет в его фильмографии озорная история про донну Розу – да-да, фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!» снимал с режиссером Виктором Титовым именно Георгий Рерберг. Фильм делался в телевизионном творческом объединении, то есть, бюджет был небольшим, условия крайне неблагоприятными: группа имела возможность снимать только в павильоне телецентра «Останкино», причем, по ночам – в картине были задействованы актеры, занятые в театрах. Исходные данные трудные, но Титову, Рербергу и художнику картины Виктору Петрову удалось создать интересную среду – гротескную и в то же время достоверную, в которой герои фильма чувствовали себя естественно. Работая с пьесой, будучи запертыми в павильоне, Титов и Рерберг сделали не телеспектакль, а именно фильм. Тут помогли природное чувство композиции, вкус оператора, его способность в изображении «передать привет» кинематографу 1910-х годов.
Кроме как с вышеперечисленными режиссерами, Георгий Рерберг снимал с Игорем Таланкиным («Отец Сергий», «Звездопад», «Время отдыха с субботы до понедельника»), в 80-е, будучи уже маститым профессионалом, работал с начинающими: Иваном Дыховичным («Испытатель»), Александром Кайдановским («Иона, или Художник за работой»), Виктором Косаковским («Лосев»). В 90-е, когда наш кинематограф освободился не только от цензуры, но и от многих профессионалов, Рерберг в кино почти не работал. Зато стал пионером российской телерекламы – снимал ролики знаменитого цикла банка «Империал» «Всемирная история». Они действительно существенно отличаются от остальной рекламной телепродукции. «Я смотрел телевизор и говорил: «Вот это, наверное, Гоша снял», - вспоминал оператор Павел Лебешев. - И угадывал. На таком уровне у нас никто не работает».
Георгия Рерберга не стало в 1999-м году, когда ему был всего 61 год. Наступившее время оказалось не по нем. А снятые им фильмы остались в истории, в золотом фонде не только российского, но мирового кино. По уровню изображения Рерберга «сверяют часы» кинооператоры всего мира.