На «Мосфильме» раздали «Золотых орлов»
На главной киностудии страны состоялась ХVII церемония вручения призов Национальной академии кинематографических искусств и наук «Золотой орел». Прошла она, как всегда, в Первом павильоне.
Самый большой и востребованный павильон «Мосфильма» на один январский вечер превращается в элегантный зал с большой сценой и рядами для гостей-зрителей. «Золотой орел» имеет репутацию цехового праздника, и неслучайно он проходит в «намоленных» стенах любимого многими поколениями кинематографистов мосфильмовского павильона.
Как всегда, в день вручения «Золотых орлов» Главный корпус «Мосфильма» наводнился нарядными дамами и кавалерами. Актрисы-номинантки, актрисы-«вручантки» и актрисы-болельщицы традиционно стараются перещеголять друг друга, готовясь к выходу на эту церемонию. Насмотревшись на дам, выходящих на сцену и прогуливающихся в кулуарах «Золотого орла», можно уловить модные тренды сезона. Кажется, сейчас актуальнее всего платья с асимметричным верхом – держащиеся на одном плече, или с рукавами разной формы и объема. А вот лауреатка премии в номинации «Лучшая женская роль в кино» Аглая Тарасова (фильм «Лед») предпочла, наоборот, довольно строгое черно-белое платье с воротником под самый подбородок. Аглая очень похожа на мать – актрису Ксению Раппопорт, и также претендует на позицию первой красавицы нашего кино.
Роль, за которую Аглаю отметили призом академики, потребовала от молодой актрисы серьезной физической подготовки – ведь она играла фигуристку. Как все спортсмены, ее героиня стремится к победе и сталкивается с трудностями и профессиональными, и моральными. Партнерами Аглаи стали сербский актер Милош Бикович и наш Александр Петров, который фигурировал в нескольких номинациях нынешнего «Золотого орла» и получил статуэтку в категории «Лучшая мужская роль на телевидении» (за роль в сериале Егора Баранова «SПАРТА»). На импровизированной сцене «Золотого орла» Петров встретил свой юбилей – 25 января ему исполнилось 30 лет.
Приз за лучшую мужскую роль в кино ушел к Владимиру Машкову («Движение вверх»), правда, актер не смог принять его лично – играл в это время на сцене вверенной ему «Табакерки» свою звездную роль в своем же спектакле «Матросская тишина». Анна Михалкова удостоена «Золотого орла» за лучшую женскую роль на телевидении – роль в сериале Бориса Хлебникова «Обычная женщина». А Светлана Ходченкова отмечена как исполнительница лучшей роли второго плана – за работу в фильме Алексея Германа-младшего «Довлатов» (примечательно, что этот фильм, хорошо прошедший в конкурсе престижного Берлинского кинофестиваля, мало фигурирует в шорт-листах отечественных кинопремий). Дуня Смирнова и ее соавторы Павел Басинский и Анна Пармас получили «Орла» за сценарий к фильму «История одного назначения». И это не первая награда именно за сценарий, хотя в фильме несколько ярких актерских работ, которые также могли бы получить поощрение.
Ну а лучшей картиной 2018-го года, по мнению академиков, стала «Война Анны» режиссера Алексея Федорченко - история выживания еврейской девочки на территории, оккупированной немцами в годы Второй мировой войны. Картина начала свой маршрут на «Кинотавре» в июне прошлого года и с тех пор остается фестивальным хитом. В прокат она так и не вышла, увы. Вернее, авторы постарались показать ее, где и как могли, назвав это «экспериментальным» прокатом. Может быть, нынешняя серия весомых призов поможет крупным прокатчикам принять решение показать фильм в сетевых кинотеатрах.
Были на нынешней церемонии и слезы – 9-летняя Марта Козлова, исполнительница главной роли в фильме «Война Анны» расплакалась, когда приз за лучшую женскую роль вручили не ей. Несколько недель назад кинокритики одарили ее своим призом «Белый слон», и девочка мечтала дополнить коллекцию «Орлом». Вообще, юная актриса привыкла к повышенному вниманию, охотно и бойко участвует в пресс-конференциях и дискуссиях по этому совсем не детскому фильму, «Война Анны».
А вот лауреаты «Золотого орла» в номинациях «Лучший неигровой фильм» и «Лучший анимационный фильм» в прокате побывали. Это «Гофманиада» Станислава Соколова (в разработке персонажей и художественного решения этой кукольной картины принимал участие знаменитый художник Михаил Шемякин) и «Медведи Камчатки. Начало жизни» Ирины Журавлевой и Владислава Гришина – уникальный фильм-наблюдение за жизнью бурых медведей в естественных условиях дикой природы. Кстати, на 17-й церемонии «Золотого орла» известный режиссер-документалист Сергей Мирошниченко попытался привлечь внимание общественности к впечатляющему перекосу в финансировании игрового и неигрового кино. Он сказал, что годовой бюджет, выделяемый на все документальное кино в России, практически равен бюджету одного отечественного игрового фильма-блокбастера. Такое вот непраздничное наблюдение. Хочется верить, что это послание услышали облеченные властью гости церемонии – например, министр культуры РФ Владимир Мединский, который в начале праздника зачитал гостям приветствие президента Владимира Путина.
Картина Антона Мегердичева «Движение вверх», которой все прочили победу на «Золотом орле», стала рекордсменом в прокате – ее посмотрели более 12 миллионов зрителей, она собрала около двух миллиардов рублей. Шесть «Орлов» унесли с «Мосфильма» представители фильма – за лучшую мужскую роль (Владимир Машков), лучшую мужскую роль второго плана (Кирилл Зайцев), лучшую операторскую работу (Игорь Гринякин), лучший монтаж, работу звукорежиссера, мастера по визуальным эффектам. Жанр «спортивного фильма» популярен в последние годы, но на сей раз предпочтения киноакадемиков оказались на стороне авторского кинематографа.
А за вклад в киноискусство награжден в этот раз актер Василий Лановой, отметивший недавно 85-летие. Для Василия Семеновича «Мосфильм» - дом родной, здесь он снимался в ставших классическими фильмах «Война и мир», «Анна Каренина», «Шестое июля», «Дни Турбиных». Плакаты и кадры из фильмов с участием Ланового увидишь на «Мосфильме» на каждом шагу. Принимая приз, актер продемонстрировал завидную выправку и энергию. Может быть, ныне действующие режиссеры задумаются о ролях для актера-классика? Ведь в родном театре им. Вахтангова Василий Лановой по-прежнему один из ведущих артистов.
17-й «Золотой орел» явил пример парадоксального совпадения вкусов кинематографистов-производственников и кинокритиков – и те, и другие отметили своими призами фильм «Война Анны». Обычно мнения этих двух категорий кинематографистов расходятся. Автор фильма-победителя (и обладатель «Золотого орла» за режиссуру) Алексей Федорченко даже пошутил, что не верит в то, что «орел мог повстречаться со слоном». Но это так, «Война Анны» покоряет силой своего смелого гуманистического послания очень разных зрителей. Вообще, наличие в главной номинации «Золотого орла» таких разных картин говорит о том, что в нашем кино наметился некий баланс между высокобюджетными «блокбастерами» и изысканными авторскими произведениями. На очереди решение другой проблемы – доведения всех фильмов до зрителя.
Видео YouTube канала Россия 1: https://www.youtube.com/c/tvrussia1?sub_confirmation=1