На «Мосфильме» раздали «Золотых орлов»

На главной киностудии страны состоялась ХVII церемония вручения призов Национальной академии кинематографических искусств и наук «Золотой орел». Прошла она, как всегда, в Первом павильоне.

Самый большой и востребованный павильон «Мосфильма» на один январский вечер превращается в элегантный зал с большой сценой и рядами для гостей-зрителей. «Золотой орел» имеет репутацию цехового праздника, и неслучайно он проходит в «намоленных» стенах любимого многими поколениями кинематографистов мосфильмовского павильона. 

Как всегда, в день вручения «Золотых орлов» Главный корпус «Мосфильма» наводнился нарядными дамами и кавалерами. Актрисы-номинантки, актрисы-«вручантки» и актрисы-болельщицы традиционно стараются перещеголять друг друга, готовясь к выходу на эту церемонию. Насмотревшись на дам, выходящих на сцену и прогуливающихся в кулуарах «Золотого орла», можно уловить модные тренды сезона. Кажется, сейчас актуальнее всего платья с асимметричным верхом – держащиеся на одном плече, или с рукавами разной формы и объема. А вот лауреатка премии в номинации «Лучшая женская роль в кино» Аглая Тарасова (фильм «Лед») предпочла, наоборот, довольно строгое черно-белое платье с воротником под самый подбородок. Аглая очень похожа на мать – актрису Ксению Раппопорт, и также претендует на позицию первой красавицы нашего кино.

Кадр из фильма «Лед». Аглая Тарасова сыграла звезду спорта

Роль, за которую Аглаю отметили призом академики, потребовала от молодой актрисы серьезной физической подготовки – ведь она играла фигуристку. Как все спортсмены, ее героиня стремится к победе и сталкивается с трудностями и профессиональными, и моральными. Партнерами Аглаи стали сербский актер Милош Бикович и наш Александр Петров, который фигурировал в нескольких номинациях нынешнего «Золотого орла» и получил статуэтку в категории «Лучшая мужская роль на телевидении» (за роль в сериале Егора Баранова «SПАРТА»). На импровизированной сцене «Золотого орла» Петров встретил свой юбилей – 25 января ему исполнилось 30 лет.

Приз за лучшую мужскую роль в кино ушел к Владимиру Машкову («Движение вверх»), правда, актер не смог принять его лично – играл в это время на сцене вверенной ему «Табакерки» свою звездную роль в своем же спектакле «Матросская тишина». Анна Михалкова удостоена «Золотого орла» за лучшую женскую роль на телевидении – роль в сериале Бориса Хлебникова «Обычная женщина». А Светлана Ходченкова отмечена как исполнительница лучшей роли второго плана – за работу в фильме Алексея Германа-младшего «Довлатов» (примечательно, что этот фильм, хорошо прошедший в конкурсе престижного Берлинского кинофестиваля, мало фигурирует в шорт-листах отечественных кинопремий). Дуня Смирнова и ее соавторы Павел Басинский и Анна Пармас получили «Орла» за сценарий к фильму «История одного назначения». И это не первая  награда именно за сценарий, хотя в фильме несколько ярких актерских работ, которые также могли бы получить поощрение. 

Фильм «История одного назначения» отмечен «Орлом» за сценарий

Ну а лучшей картиной 2018-го года, по мнению академиков, стала «Война Анны» режиссера Алексея Федорченко - история выживания еврейской девочки  на территории, оккупированной немцами в годы Второй мировой войны. Картина начала свой маршрут на «Кинотавре» в июне прошлого года и с тех пор остается фестивальным хитом. В прокат она так и не вышла, увы. Вернее, авторы постарались показать ее, где и как могли, назвав это «экспериментальным» прокатом. Может быть, нынешняя серия весомых призов поможет крупным прокатчикам принять решение показать фильм в сетевых кинотеатрах.

«Война Анны» стала лучшей картиной 2018-го года

Были на нынешней церемонии и слезы – 9-летняя Марта Козлова, исполнительница главной роли в фильме «Война Анны» расплакалась, когда приз за лучшую женскую роль вручили не ей. Несколько недель назад кинокритики одарили ее своим призом «Белый слон», и девочка мечтала дополнить коллекцию «Орлом». Вообще, юная актриса привыкла к повышенному вниманию, охотно и бойко участвует в пресс-конференциях и дискуссиях по этому совсем не детскому фильму, «Война Анны».

А вот лауреаты «Золотого орла» в номинациях «Лучший неигровой фильм» и «Лучший анимационный фильм» в прокате побывали. Это «Гофманиада» Станислава Соколова (в разработке персонажей и художественного решения этой кукольной картины принимал участие знаменитый художник Михаил Шемякин) и «Медведи Камчатки. Начало жизни» Ирины Журавлевой и Владислава Гришина – уникальный фильм-наблюдение за жизнью бурых медведей в естественных условиях дикой природы. Кстати, на 17-й церемонии «Золотого орла» известный режиссер-документалист Сергей Мирошниченко попытался привлечь внимание общественности к впечатляющему перекосу в финансировании игрового и неигрового кино. Он сказал, что годовой бюджет, выделяемый на все документальное кино в России, практически равен бюджету одного отечественного игрового фильма-блокбастера. Такое вот непраздничное наблюдение. Хочется верить, что это послание услышали облеченные властью гости церемонии – например, министр культуры РФ Владимир Мединский, который в начале праздника зачитал гостям приветствие президента Владимира Путина.

«Движение вверх» уже посмотрели более 12 миллионов зрителей

Картина Антона Мегердичева «Движение вверх», которой все прочили победу на «Золотом орле», стала рекордсменом в прокате – ее посмотрели более 12 миллионов зрителей, она собрала около двух миллиардов рублей. Шесть «Орлов» унесли с «Мосфильма» представители фильма – за лучшую мужскую роль (Владимир Машков), лучшую мужскую роль второго плана (Кирилл Зайцев), лучшую операторскую работу (Игорь Гринякин), лучший монтаж, работу звукорежиссера, мастера по визуальным эффектам. Жанр «спортивного фильма» популярен в последние годы, но на сей раз предпочтения киноакадемиков оказались на стороне авторского кинематографа.

А за вклад в киноискусство награжден в этот раз актер Василий Лановой, отметивший недавно 85-летие. Для Василия Семеновича «Мосфильм» - дом родной, здесь он снимался в ставших классическими фильмах «Война и мир», «Анна Каренина», «Шестое июля», «Дни Турбиных». Плакаты и кадры из фильмов с участием Ланового увидишь на «Мосфильме» на каждом шагу. Принимая приз, актер продемонстрировал завидную выправку и энергию. Может быть, ныне действующие режиссеры задумаются о ролях для актера-классика? Ведь в родном театре им. Вахтангова Василий Лановой по-прежнему один из ведущих артистов.  

Василий Лановой награжден «Золотым орлом» за вклад в киноискусство

17-й «Золотой орел» явил пример парадоксального совпадения вкусов кинематографистов-производственников и кинокритиков – и те, и другие отметили своими призами фильм «Война Анны». Обычно мнения этих двух категорий кинематографистов расходятся. Автор фильма-победителя (и обладатель «Золотого орла» за режиссуру) Алексей Федорченко даже пошутил, что не верит в то, что «орел мог повстречаться со слоном». Но это так, «Война Анны» покоряет силой своего смелого гуманистического послания очень разных зрителей. Вообще, наличие в главной номинации  «Золотого орла» таких разных картин говорит о том, что в нашем кино наметился некий баланс между высокобюджетными «блокбастерами» и изысканными авторскими произведениями. На очереди решение другой проблемы – доведения всех фильмов до зрителя.

Видео YouTube канала Россия 1: https://www.youtube.com/c/tvrussia1?sub_confirmation=1

-- Марианна Крушинская


← Более тысячи школьников участвовали в «Недели Памяти» в Музее Победы

→ На западе столицы полицейские задержали подозреваемого в незаконном хранении патронов