Музей обороны Москвы расскажет историю Великой Отечественной войны по спичечным коробкам

15 февраля в 15-00 часов Музей обороны Москвы приглашает на открытие выставки «Большое в малом. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в филумении», организованной и подготовленной на основе коллекций Московского клуба филуменистов «Сувенир» и Музея спички.

Выставка расскажет об истории спички и о том, как были отражены события военных лет в спичечной промышленности СССР. Посетители музея смогут познакомиться с сериями спичечных этикеток и наборов, посвященных теме Великой Отечественной войны: Брестская крепость, Города–герои, юбилейные спичечные наборы к памятным датам Победы.

Тема Великой Отечественной войны – крупнейшего и важнейшего события в XX веке для всех жителей СССР и современной России - нашла широкое отражение в филумении.

Первые спичечные коробки с военной тематикой были выпущены в начале войны, а рисунки и надписи на нихпо художественному воплощению были близки к плакату. Спичечные этикетки призывали к храбрости и бдительности, воспитывали ненависть к врагу, давали уверенность в победе.

Помимо спичечных этикеток в филумении ценятся и сами спички. Перед спичечной промышленностью в годы войны было поставлена задача не только увеличить количество выпускаемых спичек, но и разработать новые их виды, полезные в боевых условиях. Так Московская экспериментальная спичечная фабрика наладила выпуск сигнальных спичек, горевших красным, зеленым или белым цветом. Для подрывников и саперов выпускались специальные спички, которые не гасли на ветру и загорались даже отсыревшими. Уникальные спички-запалы позволяли производить термитную сварку телефонно-телеграфных проводов. На заводе была разработана и изготовлена спичка, которая применялась для воспламенения жидкости в бутылках с зажигательной смесью.

В годы Великой Отечественной войны спичка выполняла скромную, но важную на фронте и в тылу работу: давала свет и горячую пищу, зажигала печки-буржуйки, была незаменимым инструментом для саперов и диверсантов.

В то же время спичечные этикетки использовались для наглядной агитации, поднятия боевого духа жителей Советского Союза.

В послевоенные годы большими тиражами выпускались наборы, посвященные героям войны, их подвигам, полководцам, городам-героям, наградам, наборы с изображениями агитационных плакатов времен Великой Отечественной войны. В настоящее время спичечные фабрики продолжают выпуск спичечных наборов и коробков с изображениями, посвященными Великой Отечественной войне.

Место проведения: Музей обороны Москвы, конференц-зал.

Время проведения: 15 февраля – 28 февраля 2019 года.

СПРАВКА:

Филумения– коллекционирование, изучение, систематизацияспичечных этикеток, коробков, спичек и других предметов, связанных со спичкамипоявилась, а затем получила широкое распространениес развитием спичечной промышленности в XIX веке. Являетсяодним из старейших видов коллекционирования.

Спичечная этикета – неотъемлемая часть спичечного коробка и основной объект коллекционирования в филумении. В СССР спички, как массовый продукт, служили для просветительских целей, использовались как средство наглядной агитации, а воформлении спичечной этикетки часто принимали участие известные художники.

-- Источник - пресс-служба Музея обороны Москвы


← «Первый Московский кадетский корпус» приглашает на дни открытых дверей

→ «Московское долголетие», «Мосволонтер» и МЭШ названы лучшими соцпроектами