Школьники ЗАО приняли участие в проекте «Мой район в годы войны»

В Музее Победы состоялась презентация первых результатов проекта «Мой район в годы войны». Ребята со всей столицы представили свои исследовательские работы.

Карты, архивные сводки, документы, фотографии – собранные материалы стали основой для докладов юных историков – участников образовательного проекта «Московский экскурсовод».

«Сегодня вы увидите те направления, которые мы собираемся презентовать уже в июне на официальном сайте – рассказала депутат Госдумы Ирина Белых. - Образование, культура, противовоздушная оборона, Москва-река, человеческие судьбы, защита культурного наследия… список тем неисчерпаем». По её словам, результатом станет огромная интерактивная карта, которая продолжит пополняться всё новыми открытиями. «Наша задача, чтобы все районы хотя бы раз провели подобного рода исследование. Убеждена, что опыт Москвы заинтересует и другие города», - отметила Белых.

После церемонии открытия отправляемся на поиски наших представителей, которые, как оказалось, заняли целый сектор.  

«Мой стенд рассказывает об учениках старших классов, ушедших на фронт, когда началась война, - до того, как мы подошли, Сергей Лукин из школы № 56 рубился в танчики на телефоне, однако быстро переключился на доклад. Его проект основан на воспоминаниях «Дорогомиловских мальчишек». - Вместе с директором Косаревым Георгием Ефимовичем (погиб в боях за Родину) они вступили в народное ополчение». Когда поступил приказ о том, что из ополчений увольняют бойцов 1924-1925 годов рождения, т.е. тех, кто ещё не достиг 18-летнего возраста, они поступали в училища, а затем уже вступали в ряды регулярной армии. Среди них был казненный немцами Евгений Тарлычев, который под пытками не выдал места расположения своего отряда.  

Сергей Лукин из школы № 56 представил доклад на основе воспоминаний «Дорогомиловских мальчишек» - участников Великой Отечественной войны.

«Сначала мы выбрали направление, в котором можно написать свою исследовательскую работу, - рассказала Софья из школы № 1002. - Мы выбрали направление «Люди». Нашей школе очень повезло, ведь более 30 лет в ней работала Лидия Пронина, чьё детство прошло в нашем районе. Семья поселилась в посёлке Суково, который в последствие был переименован в Солнцево. Она очень часто приходила к нам на классные часы, на уроки мужества. Я тоже её видела»! Горящие энтузиазмом голубые глаза девочки подстёгивают на дальнейший разговор. «Новую информацию о её жизни мы узнавали от её дочерей. Встречались и с внучкой. Она преподаёт в школе № 1542». Знаменитая в Солнцеве Лидия Дмитриевна своими руками помогала строить Никулинский овраг – одну из оборонительных линий Москвы. В январе этого года женщина ушла из жизни, но дети продолжают работу с архивами, дополняют её образ деталями из рассказов родственников.

Школа № 37 в Раменках участвует в проекте «Мой район в годы войны» всего неделю. «Мы планируем исследовать работу киностудии «Мосфильм». Изучить фильмы, актёров. Отдельно хотим узнать о работе операторов, которые вели съёмку с фронта», - объяснила Полина Майкова.

Экскурсоводом от школы № 41 имени Григория Алексеевича Тарана выступила Надин Куандерова: «Мой проект называется «Аэропорт нашей Победы». На базе аэропорта «Внуково» была сформирована группа особого назначения, которая была переименована в 10-ю гвардейскую. В ней состоял Григорий Алексеевич Таран. Он летал на такой низкой высоте, что его не могли подбить вражеские зенитчики». В исследованиях ребятам помогают преподаватели, часть информации они почерпнули из школьного музея. Обращались и в музей истории района в Культурном центре «Внуково».

Мой проект называется «Аэропорт нашей Победы», - рассказала Надин Куандерова из школы № 41 имени Григория Алексеевича Тарана

Об аэродроме в Солнцево, где базировался 564 истребительный полк, поведал 8-классник Илья из школы № 1542: «Лётчики жили прямо в Солнцеве. Летом они развлекали и подкармливали детей, показывали им кино на натянутой простыне».

«Ребята уже два года занимаются краеведением. Сначала они изучили историю 6-го микрорайона, откуда потом появилось Солнцево» - прокомментировала Любовь Серёгина, руководитель школьного музея.

Об интересном открытии сообщил Егор Лукин, который занимается в телестудии школы № 887.

«Это кунцевский противотанковый ров. Он был создан для обороны подступов к Москве, но о нём мало кто знает. Вот метро «Молодёжная», вот «Кунцево-Плаза», – показывает на карте. – Если идти прямо, а потом направо, то встретите небольшой лесопарк. На Яндекс.Карты ров внесли всего месяц назад. Мы же о его существовании узнали ещё раньше. Разыскали архивные документы, на которых он обозначен. В том числе на планах застройки 1960-х годов. Ров есть и на кадрах немецкой аэрофотосъёмки. Будете рядом, зайдите, посмотрите. Может, найдете там что-нибудь» – шутит Егор.

«Перед нами стояла задача взять то, чего ещё не было ни у кого. Когда озвучили тему в департаменте, оказалось, что и там об этом мало кто знает», - улыбается руководитель телестудии Мария Михайлова. В дальнейшем ребята собираются запустить собственный цикл экскурсий. Подробный видеорепортаж планируют разместить на ютьюб-канале школы в следующем месяце.

Более 400 человек стали участниками конференции столичных школьников по военной истории московских районов.

*Проект «Мой район в годы войны» стартовал 7 декабря 2018 года в Музее Победы по инициативе Департамента образования города Москвы, депутата Государственной Думы Ирины Белых и Московского городского совета ветеранов. 

-- Герман Иванов, фото: Кирилл Журавок


← Если хочешь быть здоров – приходи на лекции!

→ В гостях у «фоменок» побывает Александр Сокуров