Газета «На Западе Москвы» провела первую в этом году прямую линию

Как помочь ребёнку освоиться в новой школе? Что делать родителям, если «врагом» становится учитель? Разобраться с этими и другими проблемами нашим читателям помогала гостья рубрики «Прямая линия» руководитель психологической службы Научно-практического психоневрологического центра им. З.П. Соловьёва Анна Герсамия.

Детки-конфетки

– Здравствуйте, это Анна Гулбаатовна?

– Да, добрый день.

– Полина Николаевна вас беспокоит. На прошлой неделе меня потрясла новость о том, как девочки в третьем классе школы в Дорогомилове устроили массовую драку из-за новенькой. Некоторые попали в больницу. Эта жестокость детская поражает. У меня самой внучка – второклассница, совсем недавно её перевели в новую школу. Я боюсь, а вдруг дети её не примут. Как бы помочь ей войти в новую среду? 

– А как она сама себя ощущает?

– Она стеснительная очень, больше смотрит, запоминает. Стала вот чаще жаловаться: то живот болит, то горло. Из-за плохого самочувствия отказалась идти на новогодний утренник. Похоже, прикрывает нежелание идти в этот класс. Вот мальчик, который сидит рядом, начал постоянно её дергать. Недавно дети вытащили из её сумки йогурт и налили на парту. Пришлось вмешаться родителям.

– А она часто жалуется, что её обижают?

– В том то и дело, что нет. Мы про этот случай узнали, спросив, как прошёл день в школе. Она и рассказала, просто, как констатация факта. Боюсь, что она уйдёт в себя, и мы не будем знать вообще, что там происходит. Как думаете, сработает, если прийти в класс и раздать каждому из ребят конфеты, чтобы они её полюбили?

– Если бы это работало, мы бы все ходили и конфеты раздавали. С ней надо душевно побеседовать, понять, как она общается со сверстниками. Конечно, новая школа, нужно время на адаптацию. Внимательно за девочкой смотрите. Есть смысл показать детскому психологу, чтобы он помог выстроить отношения с одноклассниками. Может быть, в чём-то она признается чужому человеку, чего близким не расскажет. Это как мы таксистам всё рассказываем. Покажите девочку специалисту, он подскажет, что делать.

Неклассный руководитель

– Меня зовут Светлана. Я беспокоюсь за внучку. Ей 14, и у неё не складываются отношения в классе. Классный руководитель её недолюбливает. Думаю, это началось после нашей встречи, когда я пришла и сказала, что у неё в классе дисциплина хромает. С тех пор мою внучку она невзлюбила и демонстрирует свою неприязнь при детях. Они перестали с ней дружить.

– А вы не хотите перевести девочку в другую школу?

– Её устраивают другие учителя, с ними она дружит, ей комфортно, и хорошо даётся учёба. Потому и уходить не хочет.

– А какая она девочка? Общительная, весёлая?

– Она очень чувствительная и эмоциональная. Пытается общаться, но дети её отталкивают. Сейчас она вся как-то зажалась.

– Да, ситуация непростая. Если девочка чувствует поддержку других учителей, ей есть ради чего там находиться, то пусть остаётся. Вмешиваться было бы преждевременно. Главная ваша забота – следить за её состоянием. Пока ребёнок хочет там учиться – пусть продолжает. Оказывайте девочке любую поддержку.

– Понимаете, бывает, она приходит и кричит: всё больше не могу! Закрывается в комнате, говорит: не подходите, я хочу побыть одна. Не часто, но срывы у неё бывают.

– В таком случае я бы посоветовала показать девочку клиническому психологу, чтобы он оценил, так сказать, её боевой настрой и разобрался в структуре её взаимоотношений с окружающими.

– Большое вам спасибо за совет.

Тревожные звоночки

– Меня зовут Елена, у меня девочка – подросток. Некоторое время назад была очень шумная история с группами в социальных сетях, где речь шла о суициде. Сейчас об этом не слышно, но вдруг подобные сообщества ещё существуют? Подскажите, на что обратить внимание, чтобы не дай бог чего не пропустить?

– Я с вами согласна. Вам стоит обращать внимание на настроение девочки. Не подвержен ли ребёнок грусти, продолжает ли общаться со сверстниками. Тревожным звоночком может стать отказ от привычных интересов или если она начнёт замыкаться в себе. Почувствуете неладное, обратитесь к клиническому психологу. Пусть посмотрит, от этого вреда никакого, а польза может быть большая.

– А это не вызовет отторжения? Мол, куда ты меня тащишь?

– Смотря под каким соусом вы будете её «тащить». Одно дело – в приказном порядке и совсем другое – на понятном ребёнку простом языке предложить разобраться с проблемой вместе. В этом нет ничего стыдного или зазорного.

Доверительные отношения

Ещё один звонок поступил от пенсионерки Людмилы Петровны, которая тоже беспокоится о своих близких, кроме которых у неё никого нет.

– Внук мой учится в институте. Ездит туда, правда, не часто. По любому поводу психует, кричит, сквернословит. День и ночь проводит за компьютером. Буквально живёт в интернете. С родителями почти не общается.

– А есть у него друзья?

– В школе не было. А как сейчас, мы не знаем.

– Здесь действительно надо смотреть. Если он согласится, то приводите его к нам. Доктор с ним поговорит и вынесет своё суждение – нужна ли ему дальнейшая помощь.

– А вот ещё. Моей дочери, его маме, 48 лет. Квартиру превратила в свалку. Говорит, что ей не интересны ни быт, ни хозяйство. Я просто в ужасе. Зато она занимается фигурой. Начала ходить на психологические тренинги. Там говорят, что главное – это ваше личное счастье. Вы никому ничего не должны. А я всегда считала, что в семье должны друг друга поддерживать. Кто им поможет, кроме меня?

– Конечно, в семье должны быть взаимоуважение и любовь. Но поймите, всё-таки 48 лет – это уже взрослая женщина. Сейчас вам очень важно иметь доверительные отношения с дочерью и внуком – на это должны быть направлены ваши усилия в первую очередь. А дети выстраивают свою жизнь так, как считают нужным.

– Да вот услышала такую поговорку: что в квартире, то и в голове. Это верно?

– Что-то в этом есть.

– И вот я думаю, может, она навела бы порядок в доме, так и у сына пошло бы что-то по-другому.

– Попробуйте сначала разобраться с внуком. В идеале, чтобы мама взяла его за руку и пришла на приём вместе с ним.

Двери закрываются

Наталья Владимировна: «Постоянно борюсь со страхами. Даже в лифт боюсь зайти. Если уж и выйду в магазин, то поднимаюсь обратно с сумками пешком на девятый этаж. Хорошо, конечно, физкультура. Но в 59 лет это как-то тяжеловато. А родным сказать – стыдно. Вдруг решат, что что-то не так у меня с головой».

Анна Герсамия: «Чтобы решить этот вопрос потребуется время, однако стесняться этого не надо.  Наверняка ведь болеете гриппом, и ничего страшного. Так вот и здесь справитесь. Всем иногда нужны поддержка и дельный совет. Вам ничего не мешает зайти к нам в поликлинику на Пантелеевскую, 10, где действует бесплатная программа «Рука помощи», и пообщаться со специалистом. Решайте проблему как можно скорее, пока она не начала прогрессировать».

В НППЦ им. З.П. Соловьёва действует программа «Рука помощи». Жители столицы со вторника по пятницу с 13.00 до 20.00 могут бесплатно и без предварительной записи получить совет психолога, задать волнующие вопросы и наметить пути их решения. Узнать подробнее о проекте можно по тел. 8-495-680-09-43.

-- Андрей Бекетов, фото: пресс-служба НППЦ им. З.П. Соловьёва


← В ОМВД района Очаково-Матвеевское назначен новый руководитель

→ Собянин отметил темпы строительства Большой кольцевой линии метро