«Мосфильм» выпускает в повторный прокат легендарную картину «Асса»
Один из самых ярких фильмов перестроечной эпохи – легендарная «Асса» Сергея Соловьева – спустя 31 год после премьеры выходит в повторный прокат по всей России. Эту уникальную акцию проводят Киноконцерн «Мосфильм» и синематека журнала «Искусство кино».
Повторный прокат «Ассы» стартует 28 марта. А 15 марта в столичном кинотеатре «Октябрь» уже состоялся предпоказ со вступительным словом автора – режиссера Сергея Соловьева и последующим обсуждением картины. Огромный зал «Октября» был полон, среди зрителей были сильно повзрослевшие свидетели выхода «Ассы» в 1988-м году, а также совсем молодые люди, которым впервые выпал шанс увидеть фильм на большом экране. Были и те, кто никогда не видел растасканной на цитаты картины… Выяснилось, что ее обаяние не меркнет – нынешняя публика принимает эту оригинальную историю горячо (порой в прямом смысле слова горячо – на финальной песне Цоя «Перемен требуют наши сердца» в темном зале загораются огоньки сотен зажигалок).
С одного дубля
А на съемках знаменитой финальной сцены «Ассы» массовке (это было несколько тысяч настоящих фантов Виктора Цоя и группы «Кино») раздавали специально закупленные коробки со спичками. Дело происходило в Зеленом театре Парка культуры и отдыха им. Горького. Вот как позже вспоминал этот день Сергей Соловьев в своей книге «Ничего, что я куру?» (СПб, Амфора/Сеанс, 2008): «Солнце садилось, вот-вот – снимать, а нам еще нужно было раздать привезенные с собой спички, шесть тысяч коробков в фабрично упакованных ящиках, по одному на каждого: сидящие в зале должны будут зажигать их, как бы откликаясь этим маленьким огоньком на пение Цоя. Вдруг меня охватил ужас: Витя поет, зал орет, танцует. Вынесли ящики на сцену, стали вскрывать упаковку. «Подождите», - струсил я, понимая, что сейчас мы кинем им коробки, а они возьмут и спалят в раже не только весь парк культуры, но всю Москву, как в 1812 году». Но на помощь съемочной команде пришел сам Цой – он доходчиво объяснил со сцены своей «армии», что, когда и как нужно делать – в итоге сложная, масштабная сцена была снята с одного дубля.
Не только Цоя и группу «Кино» «узаконила» «Асса», но и других подпольных на тот момент рок-музыкантов и художников. Подарившие фильму свои песни и арт-объекты неформалы впервые получили легальную площадку для выступлений и экспонирования работ в рамках премьерной кампании фильма в апреле 1988-го года. Проходила она в ДК МЭЛЗ, так как другие столичные площадки побоялись связываться с подозрительным фильмом. Беспрецедентная по тем временам двухнедельная акция представляла собой показы «Ассы» (в зале ДК всего 800 мест, билеты каждый день разлетались в первые же минуты продажи), концерты групп «Кино», «Аквариум», «Браво», вернисажи полотен и поп-артовых инсталляций авангардных художников, архитекторов. «Я знал, что надо одновременно с премьерой картины устраивать и премьеру всей культуры, из которой «Асса» произросла», - объяснял Соловьев позже в книге воспоминаний.
Вышли мы все из подполья
Действительно, в своем фильме Сергей Соловьев дал прорваться к широкому зрителю звездам подпольной культуры, которые во многом определили новое время, последовавшее за распадом СССР. Удивительно, как взрослый и даже маститый к тому моменту режиссер проникся совершенно неведомой ему музыкой, речью, как уловил настроение и чаяния молодежи. Это произошло благодаря случаю. Со студентом ВГИКа (причем, студентом операторского факультета) Сергеем Ливневым Соловьев начал сочинять сценарий про любовный треугольник: всесильный криминальный авторитет, его юная любовница и сверстник этой самой любовницы, проигрывающий «папику» в смысле материальных возможностей. Но чего-то отчаянно не хватало в этой истории. В один прекрасный день коллега Соловьева пожаловался ему на младшего брата, чокнувшегося на странной музыке. Соловьев послушал эту музыку и захотел познакомиться с ее автором – это был Борис Гребенщиков. Тот прислал к нему тусовщика из Ленинграда по кличке Африка – так появился в «Ассе» мальчик Бананан. Наконец, Африка (в миру – Сергей Бугаев) отвел режиссера на концерт «какого-то корейца» (а именно – Виктора Цоя) – и вся эта «молодая шпана» заселилась в историю про любовный треугольник. «У меня было два выхода в этой ситуации, - вспоминал Соловьев, - или волевым путем «соскакивать с иглы» назад в классики, или перестать бороться, сдаться и поглядеть, что будет. Я выбрал второе».
Чутье не подвело режиссера, паззл из совершенно разных составляющих сложился. Мелодрама, криминальный детектив, абсурдистская комедия, костюмное историческое кино – черты многих жанров несет в себе «Асса». Казалось бы, несовместимые «этажи», материи. Как ни странно, они органично сплелись в ткани одного художественного произведения. «Асса», с ее пестротой и бешеной энергией молодежной контркультуры словно предчувствовала время оглушительных перемен. Но она не осталась в истории как веха «перестроечного кино», она практически сразу стала классикой. Ее непреходящую актуальность и кинематографическое совершенство подтвердил контраст с вышедшими в 2009-м году фильмами «2-Асса-2» и «Анна Каренина».
А поезд идет…
Обе картины связаны с первой «Ассой» узами цикла. Снимая свою версию «Анны Карениной», Сергей Александрович Соловьев решил продолжить историю героини «Ассы» Алики так: отсидевшая пять лет за убийство своего «папика» Алика стала актрисой, женой известного кинорежиссера и теперь снимается у него в роли… Анны Карениной. Так, параллельно с «Анной Карениной», он начал делать картину «2-Асса-2». Еще в тюрьме у Алики родилась дочка (от убитого Крымова, героя Станислава Говорухина), ее сыграла в «2-Асса-2» дочь Соловьева и Татьяны Друбич Анна Соловьева. В какой-то момент на ялтинском рынке Алика обнаруживает таинственного торговца семечками, напоминающего ее дружка Бананана, погибшего 20 лет назад. Выясняется, что это создание – плод революционного научного эксперимента: в свое время тело Бананана выловили из моря, отрезали голову и зачем-то пришили ее к туловищу почившего уголовника, подвели какие-то проводочки, оживили, выпустили в мир и наблюдают за этой ходячей компиляцией…
К сожалению, Соловьев проиграл и, решив повторить трюк – привлечь музыкантов, которые востребованы прогрессивной молодежью (в случае фильма «2-Асса-2» – группу «Ленинград»). Рок-культура перестала играть ту роль в жизни общества, которая ей выпала во времена первой «Ассы», и потихоньку переместилась на периферию музыкальной индустрии. В ней давно нет тех энергии и всеобъемлющей силы, которые пронзали и потрясали массы. Но два фактора в новой «Ассе» обрадовали. Исполнительница роли Алики Татьяна Друбич практически не меняется (это прямо-таки сверхъестественное свойство позволило актрисе быть совершенно убедительной в нескольких эпизодах, действие которых возвращает нас на 20 лет назад), по-прежнему красива чуть прохладной, отстраненной красотой. А Александр Баширов неистощим на выдумку новых красок для роли Бабакина – урки с придурью, скандалиста и выдумщика (это для него исполнял когда-то мальчик Бананан композицию «ВВС – универсальная машина»). В продолжении сюжета он состоит на службе у красотки-миллионерши (тоже дочери Крымова, но от законной жены) и одержим идеей создать супергруппу охранников-мотоциклистов. По-прежнему, не разберешь, где у него всплески нездоровой фантазии, а где попросту припадки белой горячки – то враги привидятся, и он палит во все стороны из пистолетов, то разговорится с чертями, одному ему видимыми…
К слову сказать, героев Друбич и Баширова Соловьев в живых не оставил. Бабакин, со всеми своими эскападами и инициативами, окончательно надоел хозяйке и был застрелен на выходе из церкви, где только обвенчался с молодою избранницей. А Алика, экстравагантная кинозвезда с темным прошлым, исполнительница роли Анны Карениной в фильме мужа, сама себя освободила от дублерши-куклы и шагнула под поезд. Старые грехи подтолкнули.