Он жил и работал на западе Москвы

Улица Пырьева, дом 4, корпус 2 – последний адрес Тарковского на родине.

День рождения Андрея Тарковского – значимая дата для каждого киномана. Будущий режиссер родился 4 апреля 1932 года. Большая часть его жизни была связана с Москвой, с «Мосфильмом». В доме по адресу улица Пырьева, дом 4, корпус 2 Тарковский прожил почти десять лет перед своим отъездом в Италию. В 2000-м году на фасаде этого дома появилась мемориальная доска, исполненная по проекту скульптора Анатолия Васильева.

Мемориальная доска на доме 4, корпус 2 по улице Пырьева. Автор – Анатолий Васильев.

4 апреля нынешнего года исполнилось 87 лет со дня рождения Андрея Тарковского – кинорежиссера, чьи фильмы давно признаны шедеврами. К сожалению, мемориальная доска на доме по улице Пырьева и изваяние Тарковского в составе скульптурной группы около ВГИКа – вот  и все знаки внимания знаменитому соотечественнику, которые может предъявить сегодняшняя Москва. Музея на месте дома Тарковских на Щипке так и не появилось, хотя его проект был разработан давным-давно. Так что жители дома 4, корпус 2 по улице Пырьева (в то время, когда тут жил Тарковский, улица носила другое название – 1-й Мосфильмовский переулок) уже привыкли к паломничеству отечественных и зарубежных поклонников Тарковского. Автор мемориальной доски поместил изображение лица режиссера в середину круга, напоминающего поверхность океана – такой видел из иллюминатора космической станции Крис Кельвин, герой фильма «Солярис». Это был «думающий» океан, неведомая субстанция, что-то вроде мирового разума. «В этом доме жил и работал Андрей Арсеньевич Тарковский» - вот и весь текст на этой доске.

Он жил и работал в этом доме напротив «Мосфильма» с 1973-го по 1982-й. В эти годы шла работа над фильмами «Зеркало» и «Сталкер» (которому в этом году исполняется 40 лет), а также над первой театральной постановкой Тарковского – над спектаклем «Гамлет» в театре им. Ленинского комсомола. В доме на улице Пырьева Тарковский поселился со своей второй женой Ларисой Павловной, их сыном Андреем, тещей  и дочерью Ларисы Павловны от первого брака Ольгой (или, как ее называли домашние, Лялей). Тут перебывало множество гостей, и некоторые до сих пор вспоминают пиршества, которые умела устраивать в эпоху советского дефицита супруга режиссера. Хозяйкой дома Лариса Тарковская была отменной, но не все друзья и коллеги Тарковского приняли его новую спутницу жизни. В обширной мемуарной литературе немало свидетельств негативного влияния Ларисы Павловны на мужа и его отношения с людьми.

Андрей Тарковский покинул дом в 1982-м году – и это не был прицельный отъезд в эмиграцию. Он добился возможности снимать в Италии фильм «Ностальгия». Честь снимать заграницей тогда выпадала считанным советским режиссерам. Но Тарковский быстро почувствовал жесткую власть денег в западном кинопроизводстве, что отражено в его дневнике «Мартиролог». На родине ему закрывали фильмы, доводили до белого каления поправками и цензурными придирками, но прощали его съемочный «долгострой», затянутые (и оплаченные!) периоды творческих мук. Например, фильм «Сталкер» был снят дважды – и первый вариант, снятый на валютную пленку «Кодак» - просто был списан вследствие брака при обработке пленки…

Кадр из фильма Андрея Тарковского «Ностальгия».

Тем не менее, закончив «Ностальгию», Тарковский не поспешил домой. Супруга находилась с ним в Италии. В июле 1984-го он собрал в Милане пресс-конференцию и объявил о решении не возвращаться в Союз. Но дома, на Мосфильмовском оставались сын и пожилая мать Ларисы Павловны. Им не дали разрешения на выезд из СССР вплоть до последних дней жизни Тарковского – а они пришлись на конец 1986-го года.

Тарковский стал классиком еще при жизни, но после его кончины в декабре 1986-го года начала оформляться отдельная сфера киноведческой науки, в шутку названная позже «тарковсковедением». Действительно, влияние этого человека на мировой кинематограф, на гуманитарную мысль и отчасти даже на философию – огромно. Что удивительно, изучение творчества Тарковского только набирает обороты. В последние годы наука о Тарковском все больше становится междисциплинарной, уходит в изучение влияния кинематографа Тарковского на изобразительное искусство, на театр, на литературу. Серьезной площадкой для встречи кинематографистов-последователей Тарковского и исследователей его творчества стал международный кинофестиваль «Зеркало», который проходит в Ивановской области уже 13 лет. В отличие от Москвы, Ивановская область может похвастаться аж двумя музеями Тарковского – в Юрьевце и в селе Завражье. В этих местах прошло детство Тарковского, воссозданное им позже в фильме «Зеркало».

Фестиваль «Зеркало» в Юрьевце – городке, где прошли детские годы Андрея Тарковского.

3 и 4 апреля оргкомитет фестиваля «Зеркало» провел Дни Андрея Тарковского на Ивановской земле, почетным гостем которых стал кинорежиссер Константин Лопушанский - в студенческие годы он работал ассистентом Тарковского. В  кинотеатре «Лодзь» города Иваново состоялся пресс-брифинг, на котором организаторы будущего фестиваля раскрыли подробности программы предстоящего смотра. 13-е «Зеркало» пройдет с 14 по 21 июня 2019 года, президентом фестиваля с этого года является кинорежиссер Сергей Бодров. Уже известен первый лауреат фестиваля – приз за вклад в творчество Андрея Тарковского получит художник Рашит Сафиуллин – художник-постановщик фильма «Сталкер». Отреставрированный «Сталкер» будет показан в нескольких кинотеатрах Ивановской области. Открытие фестиваля состоится 14 июня в Юрьевце, на главной площади которого композитор Игорь Вдовин и гитарист группы «Кино» Юрий Каспарян сыграют уникальный концерт под названием «Симфоническое КИНО».

Генеральный продюсер кинофестиваля «Зеркало», кинокритик Константин Шавловский сообщил, что в рамках 13-го фестиваля будут работать два кампуса – по обучению созданию анимационного и документального кино. «Они выводят наш фестиваль за рамки киносмотра и делают его социальным проектом, направленным на поиск и поддержку молодых творческих сил в Иванове и соседних регионах», - сказал Шавловский. Также на фестивале пройдет ретроспектива фильмов аниматора Владимира Тарасова. Его мультфильм «Контакт» основан на сюжете, составляющим явную рифму с сюжетом фильма Тарковского «Солярис». Перекличкам с «Солярисом» посвящена и книга знаменитого кинокритика Андрея Плахова (программного директора фестиваля «Зеркало») «Новый полет на «Солярис»». Презентация книги пройдет в дни фестиваля.

Образовательный кампус фестиваля «Зеркало»: але, мы ищем таланты!

На «Зеркале» традиционно проводят «круглые столы» и конференции, посвященные творчеству Тарковского. На сей раз пройдет конференция «Воображаемый Тарковский», участники которой попробуют сформулировать, описать миф Тарковского – как любой гений, Тарковский «оброс» легендами и трактовками. Отделить зерна от плевел в этом обилии рассказов, воспоминаний, интерпретаций – вот задача участников предстоящей конференции.

Конечно, мероприятия кинофестиваля «Зеркало» окажутся доступны лишь участникам киносмотра и жителям тех городов Ивановской области, где раскинутся площадки смотра. Тем же, кто хочет «навестить» Тарковского в Москве, рекомендуем «Мосфильм» (в ходе экскурсии по киностудии вы увидите и уникальные фотографии, и эскизы к картинам Тарковского), дом 4, корпус 2 по улице Пырьева и Государственный центральный музей кино – там в составе постоянной экспозиции можно увидеть вещи из дома Тарковских, книжки, разрисованные маленьким Андреем Тарковским, пластинки с записями симфонической музыки, принадлежавшие сначала отцу режиссера, поэту Арсению Тарковскому, а потом и самому Андрею Арсеньевичу. А также – эскизы к фильму «Андрей Рублев», фотопробы на роли в этом фильме (в том числе – известных актеров, не утвержденных Тарковским).

-- Марианна Крушинская


← Сотрудники Госавтоинспекции ЗАО провели акцию «Засветись» для детей детского дома «Берег надежды»

→ Район Раменки к весне готов