Учёные МГУ разработали систему ранней диагностики рака мочевого пузыря

Международная коллаборация учёных с участием сотрудников МГУ имени М.В. Ломоносова создала простой и высокочувствительный тест, выявляющий развитие уротелиального рака мочевого пузыря и верхних мочевых путей на ранней стадии.

По данным статистики, уротелиальный рак входит в пятерку самых распространенных онкозаболеваний. Результаты работы опубликованы в высокорейтинговом журнале EBioMedicine

Разработанная учеными аналитическая система UroMuTERT основана на определении мутаций в промоторе гена, кодирующего теломеразную обратную транскриптазу (TERT). TERT — часть фермента теломеразы, добавляющей повторяющиеся последовательности ДНК на концевых участках хромосом (теломер). При каждом делении клетки теломерные участки укорачиваются. И при достижении критически малой длины теломер клетка перестает делиться, что лежит в основе механизма запрограммированного количества делений клетки.

Теломераза наиболее активна в стволовых клетках, что позволяет им активно делиться и формировать ткани растущего организма, а в обычных соматических клетках организма активность теломеразы подавлена. Обусловленная мутациями активация теломеразы приводит к «клеточному бессмертию» — такие клетки неограниченно разрастаются. В организме этот процесс приводит к образованию злокачественных опухолей, клетки 85 % опухолей обладают теломеразной активностью.

Тест UroMuTERT определяет наличие двух типов мутаций TERT в ДНК, выделенной из биологической жидкости (моча). Источником такой опухолевой ДНК преимущественно являются клетки уроэпителия. Как говорят авторы работы, главными достоинствами нового метода стали являются неинвазивность (не надо делать болезненную пункцию), быстрота, относительно невысокая стоимость и обнаружение мутаций при невысоких концентрациях.

Исследователи оценили клиническую эффективность UroMuTERT у 93 пациентов во Франции (контрольная группа – 94 человека без заболеваний) и у 50 португальских пациентов с подтвержденным диагнозом уротелиального рака (контрольная группа – 50 человек). ДНК-тест, созданный учеными, значительно опередил стандартный цитологический тест по чувствительности и способности обнаружить опухолеобразование на ранней стадии.

От российской стороны в проекте участвовала доцент кафедры химии природных соединений химического факультета МГУ д.х.н. Мария Зверева. «Темой моей многолетней работы было исследование функционирования и регуляции активности теломеразы, поэтому мое участие в проекте МАИР стало логичным продолжением работы в МГУ. Сейчас исследования, которые проводит моя научная группа на химическом факультете, базируются на данных, полученных во Франции. Мы хотим улучшить методику определения мутаций TERT и сделать метод экспериментально ещё более простым и дешевым», — рассказала Мария Зверева.

В исследовании принимали участие сотрудники Международного агентства по изучению рака (МАИР) в сотрудничестве с учеными Протестантской клиники Лиона (Франция), Института онкологии Порту (Португалия).

-- Источник - пресс-служба МГУ