В Центре содействия семейному воспитанию «Наш дом» реализуется проект «Возьми меня за руку»

Основная деятельность ЦССВ «Наш дом» связана с устройством детей в замещающие семьи или возвращение их в кровную семью, сопровождением замещающих семей, проведением курсов подготовки кандидатов в замещающие родители.

Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы - учреждение для детей-сирот.

В ЦССВ «Наш дом» существует отдел сопровождения выпускников. На его базе реализуется проект «Возьми меня за руку», ориентированный на детей с тяжелыми нарушениями в развитии.

Автором выступили педагоги - психологи учреждения Алёна ЗАХАРОВА и Юлия ГЕРАСИМОВА. Проект осуществляется при поддержке «Фонда помощи детей в трудной жизненной ситуации». В 2015 года в учреждение стали поступать дети с тяжелыми нарушениями, которые не смогут существовать самостоятельно после исполнения 18 лет, и будут переведены в учреждения соцзащиты для людей-инвалидов. Переход в другое учреждение - большой стресс для детей. Идея проекта «Возьми меня за руку» - организация связи ребенка с тяжелыми нарушениями здоровья с человеком, который сможет помочь адаптироваться во взрослом учреждении, чтобы ребенок не остался один на один со своими проблемами, а уверенно чувствовал себя со своим другом в других условиях. Взрослый будет продолжать общение с ребенком и у него не будет ощущения потери близких. Важно, чтобы доверительные отношения со старшим другом, к которому можно обратиться в сложной ситуации, который поддерживает ребенка, установились, когда он находится в детском учреждении.

Чтобы стать наставником нужно пройти обучение в одном из благотворительных фондов. Там будущий наставник проходит обучение, получает консультации специалистов. У Центра «Наш дом» сложились партнерские отношения с благотворительным фондом «Арифметика добра», «Старшие братья и старшие сестры» и Центром лечебной педагогики.

После окончания обучения с наставником, когда ему подберут пару, начинает работать команда специалистов - куратор от благотворительного фонда и специалисты-кураторы Центра «Наш дом». Ему помогают организовать общение, решают все вопросы, возникшие в ходе взаимодействия с ребенком. Первое время наставник один на один с ребенком не остаётся, его сопровождают либо воспитатель, либо педагог-психолог учреждения, всегда рядом есть человек, который подскажет, как вести в той или иной ситуации.

Каждую субботу ребенок занимается со своим наставником в «Центре лечебной педагогики».

В Центре есть дети с тяжелыми нарушениями здоровья, сенсорными нарушениями, нарушениями в двигательном развитии, это не всегда детский церебральный паралич, это может быть и слепоглухота. Если ребенок имеет двойное сенсорное нарушение: нарушение зрения и нарушение слуха, наставник является ему опорой, проводником и должен иметь возможность и физически поддержать ребенка. Это должен быть внутренне достаточно гибкий человек, потому что с такими детьми не всегда бывает просто.

Большинство детей в проекте - невербальные, они не имеют речевую коммуникацию - не могут сказать, а иные не понимают обращенную к ним речь, она им недоступна для понимания. Для таких детей нужен индивидуальный подход, также как и индивидуальные карты наставничества. Для каждой конкретной пары выстраивается определенный маршрут: как они будут коммуницировать, рассматривается, нужен ли дополнительный коммуникатор, либо нужны  специальные карточки, с помощью которых они смогут выстраивать отношения, объясняться друг с другом. Каждому дается то  средство коммуникации, которое доступно конкретному ребенку. Всю информацию, которая приходит из обычной, привычной для нас среды – ребенку иногда тяжело переработать. Наставник приходит ему на помощь, где надо - регулирует темп, потому что все воспринимают информацию по-разному – кто-то быстрее, кто-то медленнее. Иногда ребенок истощается в группе и ему нужно выйти, на этот момент есть тот самый близкий человек, к которому он может обратиться.

Суть проекта «Возьми меня за руку» - индивидуализация. Это формат общения один – один. Один наставник – один ребенок. Постоянный взрослый, который не является в дальнейшем ни родителем, ни усыновителем. Это просто человек, который приходит к ребенку и общается с ним. Это  история про паруконкретных людей.

Смыслв том, чтобы установить доверительные, стабильные, близкие отношения с детьми, которых маловероятно кто-то возьмёт в семью, не в формате родитель-ребенок, а в формате друг. Это категория детей – тяжело устраиваемая в замещающие семьи. Поэтому наставничество, это один из немногих способов установить близкие отношения.

Встречи наставников и детей организуются в различных форматах. Это могут быть посещения творческих мастерских Центра, например, гончарной мастерской на территории Фили, разных кружков – рисования, умелые руки. То есть деятельность осуществляется вместе с ребятами «рука в руку». Кроме того, партнеры Центра предлагают  различные выездные мероприятия, такие, как занятия на высотных тренажерах на скалодроме в подмосковном городе Руза, посещение Москвариума, детских мюзиклов, что расширяет круг возможной совместной деятельности. При поддержке специалистов Центра можно общаться с детьми на прогулке в парке или просто на соседней детской площадке.

Сопровождение и поддержка специалистами оказывается до того момента, покаот наставника не получают уверенного ответа: «Да, я готов, я могу, я хочу попробовать приступить самостоятельно к общению». Первые выходы за территорию всегда осуществляются совместно со специалистом, чтобы поддержать и предотвратить ситуацию испуга, оттого, что остался один на один. Сотрудники центра отслеживают, чтобы этого не случилось.Процесс взаимодействия специалистов с наставниками происходит постоянно.

Нормально развивающиеся детей после выхода за пределы Центра сталкиваются с массой элементарных проблем – как платить за свою квартиру, что такое счета, как пользоваться банковской карточкой, другими моментами. Бытовые вопросы помогает решать старший наставник-друг.

Цель проекта «Возьми меня за руку» - привлечь наставников и с их помощью расширить границы мира каждого ребенка. Проекту нужны наставники. В ЦССВ «Наш дом» ждут людей с большим сердцем.

Алена Захарова и Юлия Герасимова наблюдают результат этой работы:дети становятся более открытыми, у них расширяются возможности.

- Позитивный результат, когда появляется отклик, обратная связь с ребенком. Например, он сидит безучастно в коляске без каких-либо проявлений, а потом в какой-то момент, когда его наставник отошёл и сказал: «Подожди, пожалуйста, я принесу твою подушку, чтоб тебе было удобнее сидеть», ребенок прослеживает взглядом, куда пошёл его друг и начинает визуализировать, возвращая его назад: «Я понял, что произошло, что ты ушёл, вернись назад, ты мне очень нужен». Даже такие маленькие шаги, вызывают у людей очень сильные эмоции. Это очень трогательные моменты.

-- Ольга Клюева


← Полиция Западного округа пополнилась новыми кадрами

→ На западе Москвы наехали на сотрудника патрульной службы