На «Мосфильме» заработал «Дом костюма и реквизита»
«Дом костюма и реквизита» – это новенький корпус, в который перевезли содержимое бывшего Комплекса сценическо-постановочных средств (КСПС). Старое здание уже почти разобрано.
Оно прослужило мосфильмовцам полвека, и в последнее время еле вмещало накопленное студией и концерном хозяйство: костюмы, «игравшие» в фильмах, старинную и бутафорскую мебель, утварь, посуду, да все то, из чего создают художники предметный мир фильма.
КСПС (или, как его в шутку называли мосфильмовцы, Белый дом) имел показатель 10 тысяч квадратных метров, а новый Дом костюма и реквизита – 15 с половиной тысяч квадратных метров. Еще не все разложено и развешано, еще ведутся работы по наладке системы кондиционирования, но сотрудники Дома уже вовсю выдают киногруппам костюмы и предметы реквизита – на дворе лето, разгар съемочного сезона. На наши вопросы отвечает начальник «Дома костюма и реквизита» Анна Тимофеева.
- Чем принципиально это помещение отличается от старого здания?
- Удобством. Вот мы с вами стоим в коридоре, где сосредоточены все административные кабинеты, а все склады видны из этого коридора. Удобно работать с заказчиками - в кабинете бумаги оформили, зашли на склад и получили нужный товар.
Здание имеет два основных этажа, а каждый этаж имеет дополнительный уровень. То есть, фактически тут четыре этажа. На первом этаже - склад реквизита. На нем есть палетная зона хранения, для крупногабаритных предметов, эта зона высотой пять с половиной метров. Палеты с тяжелыми предметами можно опустить, показать, потом поднять. Со временем у нас будет введена адресная система хранения, электронный каталог с фотографиями единиц хранения. Это поможет клиенту предварительно примерно подобрать реквизит и мебель. Сейчас мы запускаем процесс каталогизации предметов. Нам будет помогать компания специалистов по инвентаризации и созданию справочников.
- Что значит «адресное хранение»?
- У каждой ячейки будет свой «адрес». Например: этаж 1, ряд 3, ячейка такая-то. Будут фотографии всех единиц хранения в этой ячейке. Это поможет избежать беспорядка. Ведь бывает, секционер выдает заказчику десятки, а то и сотни единиц хранения. А потом принимает, заодно проверяя сохранность – это очень тяжело, человек устает и может что-то не туда положить. Вот, например, ряд телефонных будок. Вот сюда и должна вернуться будка, которую брали для съемок, а не на место, допустим, сейфа.
- Секционер – это тот, кто отвечает за определенную зону хранения?
- Да. Хранение зонированное, у каждой зоны свой секционер. Всего в нашем коллективе 13человек. Но мы будем стараться увеличить штат – просто чтобы лучше обслуживать заказчиков.
Видите, наконец-то мы повесили на стенубольшие картины. В прежнем здании просто не было такой стены. Они стояли где-то по стенам… А сейчас клиенты приходят: о-па, а где все это было раньше?! А просто теперь это видно стало.
В зале люстр – автоматизированная система хранения подвесных люстр. Их можно опустить и поднять. Раньше они висели на высоте пяти метров, приходилось лезть на стремянку, снимать иногда очень тяжелые люстры.
Для хранения мелкого реквизита у нас отведен второй уровень первого этажа, такая система хранения называется «Мезонин» - этаж в этаже. Сама система хранения не является частью конструкции здания. Она размещена и скреплена уже внутри, как один большой стеллаж. Это позволило существенно увеличить количество полок, ячеек в хранении мелкого реквизита. Это улучшило доступ к просмотру, отбору. В старом здании глубина полки могла достигать 80 сантиметров, и мы не все мелкие предметы на них хранили, что-то идентичное убирали в коробки. Чего-то люди просто и не видели. А сейчас на полке максимум два ряда предметов. То есть, видно все.
- Кто, кроме кинематографистов, может арендовать у вас предметы реквизита, или костюмы?
- Телевизионщики, художники, которые подбирают «фотозоны» для корпоративов, даже те, кто в школе работает – для школьных балов, маскарадов, спектаклей.
- А конкуренты у вас есть?
- Я наслышана о складе «Жар-птица». Сама не была, но говорят, там меньше всего, и, в основном, новодел – что реквизит, что мебель. У нас мебель подлинная. Да, она старая, реставрированная, но она именно из тех времен, когда делали такую мебель. У нас практически нет новодела, и за это нас так любят опытные художники-постановщики, ассистенты по реквизиту, по мебели.
- Как сейчас пополняется ваша коллекция? Вы закупаете что-то у съемочных групп, или люди сдают?
- И то, и другое. Люди очень много сдают. Например, меняют обстановку в квартире. Уходят из жизни бабушки и дедушки, в квартиры въезжает молодежь, им не нужна старая мебель. Звонят нам, мы просим выслать фотографии мебели – смотрим, прикидываем, в каком состоянии предметы, и, если они нам нужны, высылаем машину с грузчиками. Благодарим людей бесплатной экскурсией на «Мосфильм».
Также пополнение идет за счет картин, которые снимает «Мосфильм», или совместных картин, которые продюсирует «Мосфильм». С них все сдается нам. За счет этого пополняем, меняем что-то. Некоторые вещи ведь в негодность приходят, просто в силу частоты использования. Например, давно уже потоком к нам идут серванты 1970-х годов производства. Те, что уже отыграли и пришли в негодность, мы просто списываем, а новые берем у населения. Отдают много пианино. Есть побитые. Интересные мы реставрируем. У нас есть отдел реставрации. Там ведутся столярные работы. В основном, по мебели, но есть и работы с другими предметами.
- Посуда, наверное, не вся возвращается со съемок?..
- Конечно! Но если на съемках разбили какую-нибудь нашу пепельницу, или тарелку, мы просим группу возместить нам ущерб, отдать что-то максимально похожее. Они ищут на Avito, на барахолках. А у опытных реквизиторов гаражи завалены своим… Просим предоставить изделие, соответствующее тому временному периоду, из которого был разбитый предмет.
- А как часто вы закупаете костюмы и реквизит у «посторонних» съемочных групп?
- Не очень часто. Предложений особо нет. Ведь для новых картин шьются обычно только «персонажные» костюмы – и они остаются либо у художника по костюмам, либо сама кинокомпания их оставляет. Ведь у больших киностудий, кинокомпаний есть свои склады, и там – уже свой фонд костюмов. Иногда мы даем скидку клиентам, заранее договорившись с ними о том, что они потом сдадут нам что-то из своих костюмов.
На втором этаже – костюмы: мужские, женские и военные. Как и в старомздании КСПС, одежда помещается на длинных кронштейнах, принцип развески – по «жанрам». Например: ряд пальто, ряд блузок, ряд халатов. Чтобы художник по костюмам или его ассистент сразу шел туда, где можно обнаружить искомый предмет одежды. По сравнению со старым зданием, в новом складе гораздо светлее, что облегчает работу. И больше места, что позволило, например, разместить головные уборы не на типовых полках, а на специальных «держалках». Конечно, в большей мере арендаторы имеют доступ к костюмам, шитым в свое время для исполнителей ролей второго плана, для статистов. Эксклюзивные «персонажные» костюмы (например, платья и мундиры из фильма «Война и мир», наряды Ларисы Огудаловой из «Жестокого романса», Шурочки Азаровой из «Гусарской баллады») хранятся в особой зоне склада, а некоторые выставлены в витринах – как образцы высококлассного мастерства художников по костюмам. Получить их в пользование практически невозможно, потому что это уже предметы истории. Истории «Мосфильма», да и всего советского кино.
*Если у вас есть предметы быта или одежды прошлых эпох, которые вам негде хранить, но выбросить рука не поднимается, предложите их «Мосфильму» - возможно, они получат новую жизнь на экранах!
Телефоны «Дома костюма и реквизита»: +7 499 143 95 29, +7 499 143 94 03