В «Мастерской Петра Фоменко» открыли новый сезон

Старт 27 сезону был дан во время традиционного сбора труппы театра. «Я очень рад вас всех видеть после отпуска! - приветствовал актеров и других сотрудников театра директор «Мастерской» Андрей Воробьев. - Надеюсь, вы вернулись полные сил.

Как показывает практика, в сентябре и октябре расход белого грима в «Мастерской» существенно превышает норму…», – отметил директор. Все вместе «фоменки» собрались после отпуска, в день открытия нового, 27-го сезона. Но работа в театре не замирала и после окончания 26-го сезона. «Много сотрудников было отозвано из отпуска для подготовки и проведения гастролей в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, - рассказал Воробьев. - Часть сотрудников вышли раньше, чтобы готовить выпуск двух новых спектаклей – «Взлет и падение города М.» и «Счастливые дни». Летом в театре шла капитальная реконструкция верхней машинерии в залах обоих помещений театра. Это огромная работа, которая велась в течение 45-ти дней. Это очень серьезные, сложные компьютерные технологии, пока они работают в тестовом режиме, мы еще не до конца со всем разобрались. Наши специалисты неустанно ведут работу, чтобы все оставшиеся мелкие проблемы ликвидировать. Зато после отладки все будет работать лучше, чем то, что мы эксплуатировали в течение десяти лет».

Директор театра Андрей Воробьев и худрук, режиссер Евгений Каменькович дали старт 27-му сезону «Мастерской».

По заведенной традиции, в начале нового сезона директор «Мастерской» рассказывает о том, как прошел сезон предыдущий: «568 спектаклей за сезон было показано в Москве и на гастролях. Из них 64 спектакля для детей. Зрительская аудитория наших спектаклей составила более 150-ти тысяч человек. 11 спектаклей были показаны на гастролях на аудиторию 7140 человек. Дополнительно мы организовали в прошедшем сезоне 40 мероприятий: концертов, вечеров, встреч, лекций. В сентябре 2018-го мы побывали на гастролях в Екатеринбурге, со спектаклем «Сон в летнюю ночь». В октябре мы открыли спектаклем «Волки и овцы» 122-й сезон Кинешемского театра им. А.Н. Островского. В октябре в Саратове спектаклем «Безумная из Шайо» мы открыли фестиваль им. Олега Янковского. Показали «Волки и овцы» на Сахалине. В мае, в рамках фестиваля «Золотая маска в Новосибирске» на сцене новосибирского театра «Красный факел» показали спектакль «Сон в летнюю ночь». В июне в Севастополе, в рамках наших традиционных ежегодных гастролей в этом городе, мы сыграли  «Египетские ночи» – один раз для офицеров, мичманов, моряков Черноморского флота и их семей, второй раз – для жителей Севастополя».

Амбарцум Кабанян задействован во многих спектаклях театра. Через несколько дней в широкий прокат выходит фильм Юсупа Разыкова «Танец с саблями», в котором актер «Мастерской» исполнил роль композитора Арама Хачатуряна.

В течение прошлого сезона «Мастерская» выпустила 5 премьер: «В гостях у барона Мюнхгаузена» Сергея Дьячковского, «Мастер и Маргарита» в постановке Федора Малышева и Полины Агуреевой, «Король Лир» в постановке Евгения Каменьковича, «Чайка» в постановке Кирилла Пирогова, «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» (постановка и хореография Олега Глушкова). В театре прошло 18 лекций для детей «Путешествие в театральную историю». И 13 профессиональных лекций по истории мирового театра, которые прочитали выдающиеся театроведы нашего времени (например, Владимир Малявин, Дмитрий Трубочкин, Алексей Бартошевич, Видмантас Силюнас).

Вспоминая эксперимент, предпринятый в прошедшем сезоне актером моноспектакля «Он был титулярный советник» Анатолием Горячевым, Андрей Воробьев призвал коллег встречаться со зрителями после представлений: «На гастролях нас просят об этом. Это, конечно, тяжело: только отыграли, надо снять грим и т.д…. Но, согласитесь, это очень интересно – пообщаться со зрителями, которые только что посмотрели спектакль! Почему-то мы в Москве этого не делаем. Я предлагаю попробовать».

Полина Агуреева в прошедшем сезоне была удостоена звания Заслуженной артистки РФ. В новом театральном году ее ждет сразу несколько премьер в родном театре.

В числе значимых событий прошлого сезона директор «Мастерской» назвал юбилейный вечер фотохудожника Юрия Роста, творческий вечер кинорежиссера Александра Сокурова, который вела Людмила Улицкая, а также творческий вечер драматурга Людмилы Петрушевской.

В «Мастерской Петра Фоменко» кипит и выставочная жизнь – благо, просторные и оригинальные пространства Новой сцены позволяют. В прошлом сезоне тут прошли 8 выставок! Например, экспозиция к 25-летию театра (фотографии, афиши, видеоархив). Была презентована уникальная коллекция прижизненных изданий Николая Гумилева, переданная в дар театру наследниками Андрея Станюковича - знатока творчества поэта. «Театр создал на своем сайте раздел, где выложены все составляющие этой коллекции в цифровом формате», - подчеркнул Андрей Воробьев. А еще прошла выставка памяти Владимира Максимова, который многие годы был главным художником  театра (в экспозицию были включены чертежи, эскизы, макеты декораций, а также много фотографий из архива семьи художника).

Как всегда, актеры театра «Мастерская Петра Фоменко» принимают участие в городских акциях. В прошлом и нынешнем году они выступали в рамках Дня города в парках Москвы. Всероссийская акция «Ночь в театре» включает в себя экскурсию по закулисью театра «Мастерская Петра Фоменко». То же самое – в «Ночь музеев». 9 мая актеры-«фоменки» выступают на разных площадках с песнями военных лет. «Мы приняли участие в акции «Проверка зрения», проводимой фондом «Ночлежка» - эта акция призвана привлечь внимание общественности к проблемам бездомных людей, - рассказал Воробьев. - Также мы приняли участие в акции, посвященной привлечению внимания к проблемам людей с аутизмом».

По традиции, на сборе труппы в «Мастерской» присутствует вдова Петра Наумовича Фоменко Майя Тупикова. В этот раз она приехала с цветами для ГалиныТюниной - актриса удостоена нескольких премий за свою работу в премьере прошлого сезона «Чайка».

В прошлом сезоне театром была выпущена первая книга из серии «Режиссерские тетради», посвященная работе Петра Фоменко над спектаклем «Безумная из Шайо». В нынешнем к выпуску готовится следующий том, посвященный работе над спектаклями по произведениям Льва Толстого.

В 26-м сезоне некоторые спектакли театра отметили юбилеи. В сотый раз были показаны «Театральный роман» и «Улисс». В пятидесятый раз - «Сон в летнюю ночь». В двухсотый – «Самое важное». В 350-й были показаны «Алиса в Зазеркалье», «Одна абсолютно счастливая деревня», «Война и мир. Начало романа». Из репертуара ушли спектакли «Улисс» и «Амфитрион».

«Мастерская» очень серьезно относится к благотворительности – это целый раздел деятельности театра. Отчет директора об этой сфере жизни коллектива впечатлил: «В прошедшем сезоне наши спектакли смогли посмотреть более 2-х тысяч ветеранов войны и труда, более 15-ти тысяч студентов, 3 тысячи школьников, более пятисот пенсионеров, 116 инвалидов-колясочников, 93 инвалида-опорника, 500 инвалидов других групп, более двухсот членов многодетных семей и других лиц из категории малообеспеченных, более трех тысяч подопечных 107-ми фондов Москвы и Московской области. В общей сложности, за прошлый сезон «Мастерская» предоставила 25 000 бесплатных билетов для лиц, нуждающихся в социальной поддержке. Кроме того, мы продолжаем сотрудничество с Государственным бюджетным учреждением «Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом»» - там обучаются дети из очень сложных семей. Дети, которых бросили родители, или чьи родители были лишены родительских прав. Мы предоставили возможность бесплатно посмотреть наши спектакли 12-ти педагогам и 30-ти учащимся и двоих подопечных центра мы взяли на практику в наш буфет. По окончанию прохождения практики им будет выплачено каждому по 30 000 рублей – эти деньги лягут в основу их «взрослого» бюджета, который они получат, когда покинут стены центра».

Спектакль Кирилла Пирогова «Чайка» стал одним из главных событий прошедшего сезона в «Мастерской»».

Итак, о планах на 27-й сезон. Режиссер (и актер) Федор Малышев выпускает на Малой сцене театра спектакль по пьесе-антиутопии Ильи Кормильцева «Взлет и падение города М.». Режиссер Вера Камышникова поставила «Счастливые дни» Сэмюэля Беккета. К концу ноября должна созреть опера «Путь к сердцу» в постановке режиссера Алексея Кузмина-Тарасова и в исполнении актера Игоря Войнаровского. Это то, что касается 2019-го года. После Нового года обещана премьера спектаклей Ивана Поповски по пьесе ирландского драматурга Брайана Фрила «Молли Суини». Закрыть сезон пока предполагают премьерой «Калигулы» в постановке Федора Малышева.

-- Дарья Борисова, фото: Кирилл Журавок


← Чем удивит фестиваль «Золотая осень» жителей Запада Москвы

→ Спортивные мастер-классы и кинопоказы ждут гостей выставки «Город: детали»