Юбилей поэта Ильи Кормильцева фоменки отметили постановкой его пьесы

Первой премьерой 27-го сезона «Мастерской Петра Фоменко» стала «Махагония» режиссера Федора Малышева по пьесе поэта, переводчика Ильи Кормильцева «Взлет и падение города М.». Мультимедийное действо разворачивается на Малой сцене Нового здания театра.

Пространство Малой сцены хитроумно расширено с помощью средств мультимедиа. Художник-постановщик – Александра Дашевская. (фото Валерия Латыпова)

Получилось, премьера вышла к юбилею: 26 сентября 2019 года исполнилось 60 лет со дня рождения Кормильцева – поэта, переводчика, издателя. Он известен, прежде всего, как автор текстов к песням группы «Наутилус Помпилиус». Кормильцев прожил яркую, но очень короткую жизнь – его не стало в 2007-м году, когда ему было всего 47 лет.

Илья Кормильцев – рокер «за кадром».

Илья Кормильцев не выходил на сцены тысячных стадионов, не пел под переборы струн электрогитары, внешность имел довольно заурядную. Тем не менее, именно его стихи «сделали» группу «Наутилус Помпилиус» - один из самых популярных коллективов перестроечной и постперестроечной рок-сцены.  «Крылья», «Под колесами любви», «Я хочу быть с тобой», «Эта музыка будет вечной», «Скованные одной цепью», «Дыхание» - эти песни стали классикой отечественного рока, они и сегодня несутся из радиоприемников, их распевают молодые уличные музыканты. Русский рок в его золотые годы отличала от прочих именно эта особенность – литературоцентричность, «умные» тексты (а не просто «текстовки», положенные на музыку). Композиции «Наутилуса» обретали популярность у ребят с окраин и у студентов-интеллектуалов.

Популярности группы «Наутилус Помпилиус» способствовала романтическая внешность ее фронтмена Вячеслава Бутусова.

Кормильцев и сам был интеллектуалом, человеком талантливым в разных областях. Химик по образованию, он всю жизнь был связан литературой и искусством. После распада группы «Наутилус Помпилиус», он переключился на художественный перевод, сотрудничал на этом поле с авторитетным отечественным журналом «Иностранная литература». Кормильцев переводил с английского и французского. Именно в его переводе вышли на русском произведения Джона Толкина, Ирвина Уэлша, Фредерика Бегбедера, Уильяма Берроуза, Клайва Льюиса, Мишеля Уэльбека, Тома Стоппарда и многих других ведущих авторов современной мировой литературы и поэзии.

В Махагонии приживаются обладатели коммерческой жилки. (фото Валерия Латыпова)

Пьеса Кормильцева«Взлет и падение города М.» - интересный драматургический случай. Она «выросла» из пьесы-либретто Бертольда Брехта к опере немецкого композитора Курта Вайля «Возвышение и падение города Махагони» (1929 г.). Режиссер Федор Малышев, в свою очередь, пьесу Кормильцева существенно дополнил вставками из произведений Федора Достоевского и Евгения Шварца, снабдил пародиями на нынешних звезд ТВ и YouTube.

Махагония - это город-государство, основанный в пустыне двумя дельцами. Они вложились и не прогадали - за короткий срок город начинает приносить бешеный доход. Ведь здесь все устроено по принципу «Любой каприз за ваши деньги». На территории Махагонии действует свое законодательство (точнее, как выражается один из основателей города, «уголовный прейскурант»), по которому самым жутким преступлением является отсутствие денег. Потому что все остальное (убийство, насилие, порчу имущества) можно списать, если обвиняемый заплатит мзду. А если нечем заплатить - все, смертная казнь.

За образ Махагонии взят комплекс «Москва-сити». (фото Валерия Латыпова)

На въезде в город каждому задается вопрос: «Цель визита?» И самый правильный ответ тут: «Красивая жизнь». Махагония - территория потакания самым низменным инстинктам человека. Сюда приходят с деньгами, здесь покупают наслаждения всех мастей. Все работает, как часы, пока в город не забредает праведник. Лесоруб Джим и его друзья Джо и Джек семь лет валили лес на Аляске, и со всеми заработанными деньгами заявились в Махагонию на людей посмотреть и себя показать. Правда, «досье» на Джима сразу настораживает владельцев Махагонии. Он ищет такую любовь, в которой женщина будет верна ему на протяжении всей жизни - и это обстоятельство по махагонскому прейскуранту услуг расценивается как «извращение».

Но, извращениями в этом городе греха никого не испугаешь. Джиму подсовывают продажную женщину, готовую на вечную верность за 100 долларов ежедневно (оплата верности – посуточно). Долго ли, коротко ли, Джим оказывается неплатежеспособным и потому - обреченным на казнь. От смерти его спасает (а город, наоборот, разрушает) внезапный ураган. Как мы узнаем из эпилога, на месте разрушенной стихией Махагонии бывший друг (позарившийся когда-то на молодую жену Джима) и бывшая жена (махагонская проститутка) Джима создадут новое государство Нью-Махагония, где будут править в соответствии со своими понятиями о добре и зле.

Отцы-основатели Махагонии главным достоинством гостей считают наличие денег. В ролях: Петр Алексеенко (Акула Бегби), Кирилл Корнейчук (Тоби Хиггинс). (фото Валерия Латыпова)

Интересно, что основным визуальным образом спектакля стал вид на Москву-сити, который и в реальности открывается с балкона «Мастерской». «Букет» небоскребов в огнях - вряд ли так выглядит именно Махагония, но так выглядят большие города, центры нашей цивилизации, в которых все заточено на продажу удовольствий. Вероятно, так стоит  «читать» это послание художника-постановщика Александры Дашевской. В спектакле заняты актеры стажерской группы «Мастерской», среди которых особенно выделяется исполнитель роли Джима Владислав Ташбулатов. Как и многие молодые актеры театра, он выпускник мастерской знаменитого педагога Олега Кудряшова в РАТИ.

«Махагония» - первый спектакль, где Ташбулатову доверена большая роль, и он выдержал этот «экзамен» на «отлично». Все актеры в спектакле вынуждены существовать как бы под масками – в этом, конечно, проступает театр Брехта, как ни далеко ушли авторы «Махагонии» от первоисточника. Ташбулатову удается эту невидимую маску снять и играть по-крупному, не прячась за гротеск. Конечно, так происходит еще и потому, что его герой – не такой, как все вокруг. Но и актер на роль Джима назначен очень точно: человек большой души, человек, ищущий вечную любовь, в исполнении Ташбулатова ничуть не смешон. Кажется, в богатой на все оттенки характерности труппе появился актер на роли героев.

Документальный фильм об Илье Кормильцеве был показан на кинофестивале в Екатеринбурге – на родине поэта и переводчика.

Возвращаясь к автору этого оригинального произведения, поэту и переводчику Илье Кормильцеву, сообщим, что его юбилей отметили и кинематографисты. В первых числах октября, на 30-м фестивале документального кино «Россия» в Екатеринбурге (на родине Кормильцева и участников группы «Наутилус Помпилиус») состоялась премьера фильма «Илья Кормильцев. В поисках цельного человека» Анны Голиковой. Режиссер картины рассказала: «Мы попытались не только рассказать о судьбе Ильи, но и познакомить молодых зрителей с Кормильцевым как уникальным явлением отечественной литературно-музыкальной культуры, обозначив координаты его Вселенной. Илья Валерьевич был исключительно цельным художником-мыслителем, предсказавшим в своих рокерских текстах наше будущее – для России это естественно и органично. Есть ощущение, что именно по рокерскому андерграунду будущие поколения будут судить о нашей эпохе».

Картина Голиковой получила в Екатеринбурге Приз зрительских симпатий. На родине брэнда «Свердловский рок» Кормильцева помнят и ценят. А  москвичам театр «Мастерская Петра Фоменко» предоставляет возможность оценить творчество Кормильцева-драматурга. Его «Махагонию» можно воспринимать как предупреждение об опасности. Опасности «замахагонивания» нашей жизни. Человеческая жадность до удовольствий безбрежна, и прекратить вакханалию может, увы, только разрушительно-очистительный ураган – так обстоит дело по версии Ильи Кормильцева, поэта и мудреца.

-- Дарья Борисова


← На «Мосфильме» открылся детский фестиваль

→ В ЗАО отметят День народного единства


©