Рожденные на «Мосфильме» Высшие курсы сценаристов и режиссеров отметили юбилей

Студенты Высших курсов сценаристов и режиссеров в гостях у «Мосфильма» (фото с официальной страницы ВКСР в facebook)

26 ноября «Мосфильм» принимал в гостях слушателей Высших курсов сценаристов и режиссеров (ВКСР). Эта экскурсия состоялась в рамках учебного курса «Организация кинопроизводства». Студенты ВКСР познакомились с производственными цехами «Мосфильма», крупнейшей киностудии страны. Экскурсию провел известный продюсер, руководитель мастерской на Высших курсах Александр Литвинов. Студенты побывали на съемочных площадках, в павильонах, в цехах звукозаписи и перезаписи, в костюмерном цехе, музее.

А в первых числах ноября Высшие курсы отметили 55-летний юбилей. Эта уникальная киношкола начала свою жизнь именно на «Мосфильме». В 1956-м году тогдашний директор «Мосфильма», режиссер Иван Пырьев инициировал создание при студии двухгодичных курсов для обучения кинорежиссеров и кинодраматургов. Такая необходимость назрела в связи с тем, что советское кино тогда выходило из затяжного и трудного периода «малокартинья», начинался период, который позже лирики назовут оттепелью. В переводе же на практический язык, «оттепель» - рывок в кинопроизводстве, увеличение количества создаваемых фильмов. И для совершения этого рывка индустрии нужны были кадры.

Первый выпуск ВКСР, 1964 год. Мастер режиссерского курса - Михаил Ромм. (Фото с официального сайта ВКСР)

По меркам того времени, двухгодичный учебный курс был нонсенсом. Принципиальным отличием Высших курсов от ВГИКа было то, что на них принимали только «взрослых» - людей, уже получивших первое высшее образование (в любой, даже не гуманитарной сфере), поработавших и приобретших жизненный опыт. Ведь режиссеры и сценаристы - они, как и писатели, «инженеры человеческих душ». Знание жизни, личный опыт в отношениях с людьми и миром им необходимы.

В первые годы деятельности курсов на них пришли учиться архитектор Георгий Данелия, врач Илья Авербах, инженер Глеб Панфилов, кибернетик Рустам Ибрагимбеков... Преподавали тут крупнейшие мастера советского кино - режиссеры Михаил Ромм, Иван Пырьев, Сергей Юткевич, Григорий Рошаль, кинодраматург Евгений Габрилович, историк кино Нея Зоркая (последняя, кстати, вела на ВКСР курс истории отечественного кино на протяжении сорока лет, среди ее учеников - ныне действующие режиссеры и сценаристы среднего поколения).

Выпуск ВКСР 1973 года. Среди студентов - режиссер Алла Сурикова (фото с официального сайта ВКСР)

С «Мосфильма» курсы переехали в здание Театра киноактера, а в 1979-м году им выделили отдельное помещение в цоколе жилого дома по адресу Большой Тишинский переулок, 12. Важной особенностью ВКСР в советские годы была многонациональность студенческого состава - национальные кинематографии, республиканские студии посылали на них учиться своих талантливых земляков и гарантировали тем возможность снять по итогам обучения дипломные фильмы дома.

11 ноября в Белом зале московского Дома кино прошел вечер, посвященный 55-летию Высших курсов. На нем стало известно, что скоро этой славной киношколе будет присвоено имя режиссера Георгия Данелия - выпускника первого набора ВКСР.

Данелия также был педагогом и даже художественным руководителем ВКСР. Присутствовавшая на юбилейном вечере вдова режиссера Галина Данелия поблагодарила руководство курсов за такое решение, а лейтмотивом праздника стали выходы слушателя ВКСР, актера Владимира Фекленко, который читал новеллы из знаменитых книг Георгия Данелии «Безбилетный пассажир» и «Тостуемый пьет до дна». Кстати, этот вечер высветил тенденцию: много актеров приходит учиться на режиссеров. Например, вели юбилейное торжество выпускники курсов, также актеры по первому образованию Анна Яновская и Арсен Егиянц.

Вечер по случаю 55-летия Высших курсов в московском Доме кино (фото с официальной страницы ВКСР в facebook)

Еще одна тенденция, которую невозможно не заметить в связи с историей ВКСР: выпускники курсов возвращаются на них в качестве педагогов. «Из 55-ти лет жизни курсов, я связан с ними сорок лет!» - сказал в своей речи Владимир Хотиненко. На сцену в день празднования 55-летия ВКСР поднялись нынешние мастера: кинодраматурги Одельша Агишев, Наталья Рязанцева, Павел Финн, режиссеры Эльер Ишмухамедов, Павел Лунгин, Андрей Герасимов, продюсер Елена Гликман, оператор Игорь Клебанов, художник по костюмам Нелли Фомина, историк кино Евгений Марголит. «Андрей Битов однажды назвал наши курсы Лицеем, - сказала нынешняя ректор ВКСР Вера Суменова. - Педагогами у нас всегда были и есть очень значительные личности».

В фойе курсов развешаны портреты всех тех, кто там преподавал, и это действительно впечатляющая галерея! Битовское сравнение с царскосельским Лицеем абсолютно обоснованно: курсы давали возможность встреч с планетарными личностями - не только профессионалами в конкретных кинематографических «цехах», но и светилами гуманитарной науки - например, философом Мерабом Мамардашвили, историком и писателем Натаном Эйдельманом. «Мы стараемся приобщать студентов к высоким образцам культуры», - сказала Вера Суменова. «Иногда, когда я подумаю, что я мог бы не поступить на курсы, мне становится страшно! - признался Владимир Хотиненко. - Здесь я познакомился с людьми, об общении с которыми и мечтать не мог. Я благодарю судьбу за курсы».

Владимир Хотиненко - выпускник и педагог ВКСР (фото с официальной страницы ВКСР в facebook)

Повторим, когда ВКСР открывались, сама идея двухгодичного обучения режиссеров и сценаристов была новой и смелой. Сегодня в России действует множество альтернативных киношкол, сроки обучения в которых иногда ограничиваются несколькими месяцами. Периодически доводится слышать от молодых, что два года - это слишком, а пятилетнее обучение во ВГИКе - вообще анахронизм. И при том, от недобора ВКСР и ВГИК не страдают. Высшие курсы отличает еще и особая атмосфера «питомника», при которой каждый студент окружен вниманием как на стадии обучения, так и при выходе во «взрослый мир».

Гостей юбилейного вечера в Доме кино встречала выставка фотографий всех наборов ВКСР, а также перечень наград выпускников - здесь радуются их успехам, «ведут» людей в их большом плавании за стенами alma-mater. Учебные работы слушателей курсов регулярно представляются зрителям на отчетных показах в Доме кино. После завершения официальной части юбилейного вечера также показали несколько короткометражных фильмов нынешних студентов ВКСР (мастерские П. Лунгина - И. Волковой - Н. Рязанцевой и В. Хотиненко - В. Фенченко - П. Финна). Примечательна статистическая выборка, характерная для наших дней: из семи авторов фильмов пять - девушки. И три лучших из этой подборки фильма сняли девушки. Это мини-комедия «Добрый вечер» Ольги Добромысловой (герой которой не успевает до 23-х часов купить бутылку коньяка - из-за привередливой копуши, стоящей в очереди перед ним), драма ревности «Freedom» Алины Бородиной и фильм на актуальную тему вынужденного нелегального вывоза матерью-россиянкой детей из европейской страны - «Моя английская дочь» Екатерины Грачевой. Две последние короткометражки - вполне крепкие заявки на полнометражные фильмы.

Дав курсам жизнь, «Мосфильм» не прогадал: выпускники ВКСР составили славу студии наравне со вгиковцами. Тут снимали Георгий Данелия, Александр Митта, Глеб Панфилов и множество других «курсантов». Сегодняшние выпускники также не минуют киноконцерн «Мосфильм», так как он остается главной кинопроизводственной базой нашей киноиндустрии. Режиссеры и сценаристы - флагманы в кино, но они ничего не смогли бы сделать без участия и поддержки специалистов так называемого «среднего звена» - а их как раз воспитывает сегодня «Мосфильм», на своих собственных курсах. Дружба и сотрудничество курсов неизбежна. Пусть выпускники обеих этих киношкол работают на благо нашего кино.

-- Марианна Крушинская


← На западе Москвы извлекли грузовик из-под моста

→ В Москве 40% ДДУ оформляется с привлечением кредитов