Ленте «Мосфильма», где снималась Алла Демидова, - 40 лет

В этом году исполняется 40 лет знаменитому телевизионному фильму режиссёра Юлия Карасика «Стакан воды». Картина снималась на киностудии «Мосфильм». В роли герцогини Мальборо блистала Алла Демидова.

Кстати, по воспоминаниям актрисы, на съемках возникли сложности с ее костюмом, и меха и драгоценности для своей героини ей пришлось добывать самой.

Алла Демидова принадлежит к исключительному роду интеллектуальных актрис. За ней не только интересно наблюдать на сцене и в кино, огромное удовольствие слушать Аллу Сергеевну, читать ее книги. На кинофестивале «Хрустальный ИсточникЪ» в Ессентуках актриса ответила на вопросы зрителей и журналистов.

Алла Демидова. Фото: ТАСС

- Алла Сергеевна, в каких фильмах и спектаклях можно вас сейчас увидеть?

- Если говорить о кино, то я снялась у Рустама Хамдамова в его фильме «Мешок без дна», который, правда, никто не видел, кроме фестивалей и профессионалов. Также снялась в последнем фильме Киры Муратовой «Вечное возвращение». Что касается театра, работаю в Москве в Гоголь-центре. Еще режиссер Анатолий Васильев в прошлом году поставил со мной Хэмингуэя «Старик и море». И потом, конечно, мои поэтические концерты. В основном, в Москве и Петербурге. Это большое напряжение – два часа держать зал стихами, какая-то другая энергетика. А еще в следующем году у меня выходит, простите за выражение, полное собрание сочинений. Это шесть книг и альбом фотографий из ролей.

- Что вы можете сказать о современном театре?

- Театр –зеркало жизни, и он первый откликается на какие-то изменения в обществе. Развитие театра идет волнами, циклами. Вот, например, в 60-70-е годы мы наблюдали подъем и в театре, и в поэзии, и в живописи. Потому что после войны наступило постепенное успокоение и всплеск искусства. Скажу более образно. Помните, были такие фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Семь лет подряд они были олимпийцами. Однажды летела с ними в самолете и спросила, как вообще вам удается семь лет подряд завоевывать медали.Людмила мне сказала: «Всегда тренируемся в чугунных поясах, тяжелых, в каком бы мы состоянии не были. И снимаем их только один раз – на соревновании». И вот тогда появлялась эта легкость, которая изумляла весь мир. Так вот я думаю, что когда закончилась война, прошел весь ужас, появилась легкость, освобождение и стало развиваться искусство. Театр сейчас ищет пути: идти ли за молодыми, молодежной культурой, или пойти по рельсам русского реалистического театра. Но – для этого нужны большие актеры. А их нет, потому что спрос определяет предложение. Личности сейчас невостребованы. Поэтому посмотрим, что будет дальше.

Алла Демидова в роли Меропии Мурзавецкой - хозяйки большого поместья и жизни в целом. Фото: ТАСС

- Вы были знакомы, работали с Владимиром Высоцким. Если бы он дожил до наших дней, каким бы он был сейчас?

- Каким бы он был, это неизвестно, это только наши гадания. Но он очень правильно чувствовал время, и конечно откликался бы на него. Но скорей пародийно. Он любил общаться с людьми разных профессий, узнавать что-то новое. Например, я помню, он пришел как-то на репетицию и сказал: «Мне мой друг-охотник, сказал, что для охоты на волков надо лес помечать красными флажками».Мы все очень удивились, стали спорить, а что они видят цвет, что ли? А если зеленые флажки, они бы перепрыгнули, а если желтые? А почему флажки? А потом появилась его песня «Охота на волков». Как бы случайно. А вообще всегда что-то возникает непонятно отчего, «из какого сора растут стихи», как сказала Ахматова. Высоцкий в этом смысле был очень живой человек. Но с другой стороны хватило ли бы у него поэтической энергии, неизвестно. Некоторые поэты замолкают, даже ныне живущие, очень хорошие. Не пишут.

- Есть роль, о которой вы мечтаете?

- Надо выбирать режиссера, а не роль, важно, с кем ты работаешь. И в кино, кстати, я тоже всегда выделяла режиссеров, с которыми мне было интересно. Вот последний раз мне было очень интересно с Кирой Муратовой. Я надеюсь, ей тоже, потому что иначе бы она меня не пригласила на второй фильм, до «Вечного возвращения» еще был фильм «Настройщик». И с Рустамом Хамдамовым интересно. Но он художник, с абсолютным вкусом, поэтому с ним очень приятно общаться.

В "Собаке Баскервилей" Алла Демидова - Лора Лайнс.

- Какой из ваших спектаклей вам наиболее дорог, интересен?

- Пожалуй, «Вишневый сад» на Таганке, который поставил Анатолий Эфрос, где я играла Раневскую. Физику приятно, когда он открывает что-то новое. А актеру приятно, когда он играет в классике совершенно не то, что было раньше. После Книппер-Чеховой Раневскую всегда играли такой дамой, чуть ли не в корсете. Но у Чехова в пьесе Аня говорит «мама живет на пятом этаже, накурено». Представьте себе, Париж, пятый этаж, начало прошлого века, там жили служанки и молодые поэты, без лифта, очень высокие лестницы. Значит это совершенно другая манера поведения.

- Алла Сергеевна, ваше отношение к возрасту?

- Мне кажется, человек рождается с душой, которая знает свой возраст изначально. Кто-то рождается семнадцатилетним, кому-то всегда двадцать. А мне всю жизнь было сорок. Я помню, в студенческом театре все молодые, а мне сорок, я старше всех. Потом я была вровень с ними. А сейчас мне по-прежнему сорок.

Алла Демидова в роли Ангелики Бюхер в фильме "Щит и меч".
-- Александра Иванова


← В «Пионере» можно будет увидеть «Нотр-Дам»

→ 22 декабря в кинозале Конев Музея Победы пройдет концерт «Песни специального назначения»