Юрий Башмет: «Филармония-2» – это замечательный зал!»

Юрий Башмет: «Филармония-2» – это замечательный зал!» Фото: meloman.ru

В районе Тропарёво-Никулино, в  «Филармонии-2», состоялась мировая премьера хоровой оперы «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском» в рамках Первого Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета.

– Юрий Абрамович, для мировой премьеры хоровой оперы Александра Чайковского «Сказ о  Борисе и Глебе…» вы выбрали Концертный зал имени С. В. Рахманинова в «Филармонии-2» на Западе Москвы. На взгляд всемирно известного музыканта, в чём уникальность этого зала?

– Это замечательный зал! В нём очень хорошая акустика и при этом предусмотрены все возможности театральной площадки. Я уверен: там можно пробовать новое, экспериментировать. Сочетание всех этих факторов подтолкнуло нас к тому, чтобы мировую премьеру хоровой оперы «Сказ о Борисе и Глебе…» провести именно в этом концертном зале. Что касается программы фестиваля в целом, мы постарались насытить её максимально, чтобы сделать первый фестиваль в столице интересным для всех.

– Чем новая опера отличается от других?

– «Сказ о Борисе и Глебе…» – это опера, где нет солистов, зато есть пять хоров, в  постановке принимают участие Камерный хор Московской консерватории, муниципальный камерный хор «Нижний Новгород», Тульский государственный хор, Народный хор РАМ имени Гнесиных и государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Но это не оратория, а полноценная опера. Эта постановка интересна ещё и тем, что у нас будет смешение жанров. В роли Ярослава Мудрого выступит известный киноактёр Андрей Мерзликин. Режиссёр постановщик у нас Павел Сафонов, давно завоевавший авторитет в театральных кругах. Драматург – Михаил Дурненков, чьи пьесы идут во многих московских театрах.

– Сейчас идёт много споров – не вернуть ли цензуру. Мэтры заговорили о том, что свобода сегодня есть, а ценза нет, уже чего только не вытворяют на сцене. А вот раньше, мол, худсоветы не пропускали откровенную ерунду…

– Всё зависело от конкретных людей. Я помню худсовет филармонии, я в него входил. Всё равно выяснялось, что у нас разнятся вкусы. Например, я знаю, что этот музыкант более чем достоин выступать, а кто-то считает, что нет. А потом выясняется, что у них просто плохие отношения… Я как раз на переходе времён оказался. Уже не так жёстко всё было. Помню, в то время много обвиняли в цензуре руководителя Союза композиторов Тихона Николаевича Хренникова. Незаслуженно.

– Вы считаете, незаслуженно?

– Незаслуженно абсолютно! Ему надо поклониться в ноги. Он создал прекрасный фестиваль «Московская осень» – все композиторы для него сочиняли. Министерство оплачивало этот труд, там были очень серьёзные деньги. Благодаря «Московской осени» советские композиторы действительно дышали, они творили.

– А как сейчас с этим обстоят дела? Вы один из немногих наших мэтров, которые исполняют музыку современных композиторов. В то время как многие музыканты играют классический и проверенный веками репертуар. Чем это вызвано?

– Я убеждён: надо постоянно пробовать что-то новое и давать перспективу современным авторам. Мы на наших фестивалях всегда заказываем музыку композиторам и сами её исполняем. А потом уже время показывает: это произведение имеет право на жизнь или оно только один раз исполнилось. Надо давать дорогу молодым, сегодня мы закладываем дорогу для будущего. Вы, конечно, знаете о Всероссийском юношеском оркестре, куда мы проводим отборы раз в два года. Наша задача – не создать оркестр из очень хороших молодых музыкантов, которые сядут и будут получать зарплату. Наша задача – начинать приучать их жить. В самом широком и глубоком смысле слова. Мы пытаемся заполнить сильно упущенное в музыкальном образовании в годы развала Союза. Потому что в советское время именно детское музыкальное образование было на такой высоте, что нам ещё нужно тянуться и тянуться до него.

– И последний вопрос – про ваш день рождения. Почему вы всегда отмечаете его на сцене? Неужели не хочется расслабиться, посидеть с семьёй, с друзьями?

– Я всегда отмечаю день рождения концертом, а в этом году – целым фестивалем. Для меня, как и для многих, с детства существует два любимых праздника – Новый год и день рождения. Каждые 31 декабря и 24 января я выступаю на сцене, и желательно дома, в своём любимом городе Москве. Когда я однажды не оказался в один из этих дней на сцене, у меня было дикое состояние пустоты. Если нет сцены, нет очень важной части жизни. То, что я играл в этом году в свой день рождения, – это своего рода мой артистический манифест. Я попробовал передать то, что для меня представляет настоящие личностные ценности в искусстве и музыке. Эта музыка даёт возможность подумать и поразмышлять.

-- Ольга Шаблинская


← Если двор не убирают

→ В Сокольниках состоится Выставка-Игра «Спортлэнд» / весна 2020


©