40 лет назад на «Мосфильме» была снята легендарная картина «Москва слезам не верит»

40 лет назад на «Мосфильме» была снята легендарная картина «Москва слезам не верит»

«В 40 лет жизнь только начинается», «Чтобы генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить», «Что ж, вечер перестаёт быть томным», «О, какие люди – и без охраны!»… Премьера снятой на «Мосфильме» легендарной мелодрамы Владимира Меньшова о трёх провинциалках, приехавших покорять Москву, состоялась на советском телевидении в феврале 1980 года. А в 1981 году фильм был удостоен премии «Оскар» и Государственной премии СССР. Актрисы, исполнившие главные роли, поделились воспоминаниями.

Фото: Театр им. Пушкина

Вера АЛЕНТОВА, исполнительница роли Екатерины Тихомировой, слесаря-наладчика, позднее – директора химкомбината:

– День присуждения «Оскара» фильму «Москва слезам не верит» – это был день абсолютного счастья. И не потому, что это самая большая награда кинематографистов. А потому, что картина имела очень плохую прессу. И это притом что люди выстаивали на морозе огромные очереди, чтобы купить билет. Успех у народа был феноменальный. Но критика кричала: у нас народ не тот! И так злобно пинали моего несчастного мужа, что у него возникла мысль: «Господи, зачем я это сделал?» Когда американцы присудили Меньшову «Оскара», я была рада хотя бы просто потому, что он сможет расправить плечи. Уже много позже Рейгану перед встречей с Горбачёвым порекомендовали его советники посмотреть фильм «Москва слезам не верит», чтобы понять «империю зла». И он посмотрел фильм дважды.

Ирина МУРАВЬЁВА, исполнительница роли Людмилы Свиридовой, работницы хлебозавода, позднее химчистки:

– У меня была большая пауза в кино, пока не возник на моём пути Меньшов со сценарием «Москва слезам не верит». Он увидел меня в телевизионном спектакле «Доктор философии» и пригласил на роль Людмилы. Я, кстати, почему-то много играла в фильмах, в которых девочки приезжают покорять столицу. Ко мне это никакого отношения не имеет, сама-то я москвичка, в Москве жила с самого рождения. Сегодня оскароносную картину «Москва слезам не верит» так редко показывают по телевизору, что уже даже родились анекдоты в народе: «Америка. Дают премию «Оскар». Из СССР никто не приезжает, присылают телеграмму с текстом: «Москва в слезах – не верит».

Раиса РЯЗАНОВА, исполнительница роли Тоси Буяновой, маляра:

– Съёмки всегда вспоминаю с удовольствием. Владимир Меньшов собрал замечательную команду. Помимо того что он режиссёр, прежде всего Володя – актёр. Понимает, что артис ту надо: чтобы его любили, холили и лелеяли. Он с нами так себя и вёл… Правда, иногда были и «подзатыльники» – куда же без этого? На съёмки мы – Вера Алентова, Ира Муравьёва, Володя Меньшов и я – ехали и пели. Возвращались – тоже. Царила такая благожелательная, такая чудесная атмосфера! Это был рай! Господь будто приоткрыл мне дверочку и сказал: «Посмотри, как хорошо! В жизни вот так ещё бывает!» И я только-только заглянула туда, а Господь и говорит: «Хватит, выходи». Мне не раз говорили: «После картины «Москва слезам не верит» вы, наверное, были нарасхват». На самом деле никакого «расхвата» не было. Да, люди узнавали на улицах, улыбались, здоровались. А в работе ничего не изменилось: сидела, ждала звонка. Только домашние стены видели мои слёзы и переживания. Актёр – профессия зависимая. Годами можно ждать, пока работа появится. Люди часто ассоциируют актёра с его персонажем. После роли Антонины в фильме «Москва слезам не верит» многие говорили: «Значит, это и есть ваше женское счастье?» Я отвечала: «Это Тося счастлива. Приехала из деревни, работает маляром, квартиру получила. Машина есть – пусть и ржавенькая. Дети сыты, муж не пьёт, работает вместе с ней, всё время на глазах. Не изменяет, значит. Что ещё надо? А про меня – это другой вопрос. Я была замужем два года. Потом мы расстались…»

Кадры, снятые на Западе Москвы

1. Квартиру директору Тихомировой «дали» в доме для советской элиты

Главная героиня с дочерью Александрой жила в одном из корпусов дома на Мосфильмовской, 11. В народе их прозвали «генеральскими», они были построены для «верхушки».

2. Место для знакомств – в районе станции метро «Багратионовская»

Сцену, в которой героиня Веры Алентовой приходит в танцклуб (место для знакомств) к его руководителю (Лия Ахеджакова), снимали в ДК им. Горбунова – ул. Новозаводская, 27.

3. Олимпийский «Бублик»

Финальные кадры, в которых светящиеся окна жилого дома, снимались на Довженко, 6: построенный к Олимпиаде-80 круглый дом потом ещё не раз мелькал в разных фильмах.

-- Ольга Шаблинская. Фото: киностудия «Мосфильм»


← Москва вводит ограничения на массовые мероприятия больше 5 тысяч человек

→ Вдох – выдох. Какие упражнения помогут снять эмоциональное напряжение перед ЕГЭ?


©