Чем занять маленького ребёнка и дошкольника на самоизоляции? Польза и вред электронных гаджетов

В прямом эфире сообщества "Филимама" в Инстаграм прошла беседа на тему: "Дети и гаджеты". Психолог и консультант по взаимоотношениям детей и родителей Светлана Татьяненко ответила на вопросы корреспондента "НЗМ".

- Гаджеты и цифровая зависимость - что это?

- Гаджеты появились в нашей жизни не так давно, но уже прочно в нее вошли и заняли крепкие позиции. Когда смартфоны стали доступны, изменилась и наша реальность - люди стали больше времени проводить в сети, поглощать разнообразный цифровой контент. Конечно, это явление не могло остаться без внимания. Ученые решили изучить, почему же люди так быстро погружаются в цифровой мир, какие изменения происходят на уровне мозга в процессе пользования гаджетами.

В результате было выявлено, что биохимические процессы, происходящие в мозгу в результате длительного пользования гаджетами, аналогичны процессам, происходящим при наркотической зависимости. Появляется та же тревожность, например, в среднем человек нажимает на экран телефона в день около 150-200 раз. При резком отказе от гаджетов могут развиваться те же процессы, что и при резком отказе от наркотиков - ломка, повышение температуры тела, повышение давления. Исследования южнокорейских ученых показали, что объем мозга людей, страдающих цифровой зависимостью, сокращается на 10%, грубо говоря, мозг усыхает. В разных странах мира начали по этой причине появляться пансионаты, в которых люди проходят, так называемый, цифровой детокс - приезжая туда, на входе сдают гаджеты, проводят там какое-то время и получают свои смартфоны или планшеты уже при выезде.

- Чем же гаджеты грозят маленькому ребенку?

- Для малышей важно развитие крупной и мелкой моторики. Лазая, ползая, падая, трогая, они формируют у себя представление о предметах, их образы, тем самым мозг формирует образное мышление ребенка, которое в дальнейшем будет отвечать за его успеваемость по различным предметам в школе. Лишая ребенка общения в другими людьми, заменяя это общение на гаджеты, мы отнимаем у ребенка возможность развивать социальные навыки. Кроме того, наблюдается в последнее время задержка в развитии речи детей. Общаясь с мультяшными персонажами, ребенок не получит тех необходимых навыков развития речи, которые он получает при общении с мамой. Малоподвижный образ жизни влечет за собой такие проблемы, как ранние остеохондрозы, головные боли, быструю утомляемость. Дети становятся невнимательными, снижается мотивация.

- Почему же дети так быстро привыкают к гаджетам?

- И у детей, и у взрослых за процесс “подсаживания” на гаджеты отвечает дофамин - гормон достижения радости. Получая быструю радость, быстрое удовольствие от процесса игры, например, или просмотра ленты, или общения, мозг начинает работать таким образом, что ему хочется все больше и больше. Малыши смотрят мультики, дошкольники уже начинают играть в игры, подростки сидят в соцсетях. Мозг ищет новые способы получения удовольствия.

- Как им предложить интересное занятие вместо игр?

- У ребенка, да и у взрослого, должны быть разнообразные занятия в период самоизоляции. Дофамин должен вырабатываться не только от просмотра мультиков или игр, но и от помощи родителям. Сейчас у дошкольников и младших школьников есть очень много интернет-программ и дополнительных занятий для того, чтобы у них появлялись новые друзья, новые интересы, которые будут наполнять их реальную жизнь. Детям помладше, конечно, пока интересно проводить время с мамой. Занятия для детей любого возраста всегда можно посмотреть в сети, посоветоваться с другими мамами, проводить совместные встречи мам и детей.

Понятно, что мы не можем полностью оградить ребенка от гаджетов. Они везде, всегда. Именно поэтому нейропсихологи рекомендуют, чтобы у ребенка к 5 годам был свой кнопочный телефон. (Кстати, до 3 лет рекомендации такие жа как и у ВОЗ - не давать гаджеты совсем). Телефон кнопочный для того, чтобы ребенок выучился набирать номер телефона мамы и папы (по памяти - это уже к вопросам безопасности), научился ставить его на ночь на зарядку, включать и выключать звук в телефоне. Таким образом мы просто формируем привычку у ребенка, которая ему очень пригодится, когда он пойдет в школу. Также в этом возрасте (около 5 лет) рекомендуется давать ребенку поиграть в телефон, однако нужно учитывать, что игры должны быть конечные, с определенной целью, например закольцевать трубопровод, посадить самолет, спасти принцессу, шахматы, шашки и прочее.

Если дети постарше, то вводим правила. Обозначаем то количество времени, которое вы допускаете, чтобы ребенок проводил с гаджетами. Резко ограничивать время не рекомендуется, постепенно, по полчаса в день, например, сокращаем время в сети. Предварительно, конечно, с ребенком нужно эти правила оговорить или записать, предусмотреть возможные последствия. Известны случаи, когда родители в одночасье лишали чадо компьютера, после чего могли наблюдать тяжелые состояния, похожие на ломку наркомана.

Сейчас, во время самоизоляции, дети делают уроки, смотрят мастер-классы, тренируются, глядя в смартфон или компьютер. Уйти от этого не получится.

Стараемся делать перерывы - элементарная зарядка, голова, шея, плечи - размять, поприседать, поразгибаться. И, опять же, предлагайте занятия вне сети.

- Чем заняться детей младшего возраста и дошкольников?

- Родитель, как никто другой, знает своего ребенка, знает его интересы. Самый простой выход - привлекать детей к домашней работе, бонусом развивая его ответственность. Читать, клеить, лепить, играть в настольные игры, смотреть кино, обсуждать его и так далее. В текущей ситуации стоит обратить особое внимание на состояние мамы. Полностью погрузиться в детский мир, забыв о себе, будет категорически неверно. Если маме для того, чтобы прийти в себя, нужно дать ребенку посмотреть мультик - пусть посмотрит. Если маме нужно контролировать выполнение домашнего задания, и это выводит ее из себя каждый день, то стоит подумать о том, что изоляция закончится, школа тоже, а отношения с детьми останутся, и расставить приоритеты.

В любом случае, важно сохранить доверительные отношения с ребенком. Постараться построить такие отношения с гаджетами, которые не будут травмировать ребенка, но и не сделают его "белой вороной", потому как без гаджетов мир дальше вряд ли будет существовать.

-- Милана Тоцкая


← «Мосфильм» готовит «Освобождение» к показу в новом качестве

→ Медицинские маски эффективны только при правильном их использовании


©