«Настоящую прозу можно петь, а музыка - язык ангелов», - убежден Иван Охлобыстин

25.07.2015

Иван Охлобыстин - не только известный актер, режиссер и сценарист, он еще и драматург, журналист и писатель. Зрители знают о его ролях, сыгранных в театре, а также по участию в фильмах «Урод», «Арбитр», «Мама, не горюй», «Царь», «Интерны» и других. Многие киноленты были удостоены наград престижных фестивалей. Иван Охлобыстин стал популярным и как ведущий программы «Канон». Он был священнослужителем, а в настоящий момент является креативным директором одной из компаний.

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ

- Иван, в этом месяце вышла в свет ваша книга «Темный альбом». Почему альбом, почему темный?

- Произведения для книги собирались по некоему временному и эстетическому характеру - как для альбома. Каждый день нас меняет в лучшую или худшую сторону. Менялся я. Писал об одном, проходило время - о другом. По этой книге можно составить свое впечатление, как я формировался, как изменялась моя литература. Иной раз я писал так противоречиво, что могло показаться, будто произведения написаны разными людьми. Сколько нас в нас? Жизнь человека подобна бегу по льдинам через реку. Вот из таких «льдин» и состоит «Темный альбом». Альбом - потому что я абсолютно убежден в том, что настоящую прозу можно петь. А музыка - язык ангелов. Темный оттого, что автор явно до «светлого» не дорос духовно.

- Вы много снимаетесь, а что побудило взяться за книгу?

- Когда меня спрашивают, чего бы я хотел добиться, отвечаю: стать полезным. Каждый читатель извлечет из книги свое. Один берет книгу, чтобы отвлечься, скоротать полчаса в метро, другой узнает в ней свои взгляды.

- «Темный альбом» - книга небольшого формата, ее удобно читать в метро. А вы сами больше любите читать традиционные издания или электронные?

- Нельзя забывать, что книга - сама по себе артефакт. Электронная и печатная — это две разные книги. Электронная книга - это просто информация, а книга напечатанная - объект чего-то главного, важного, сакраментального. Своим детям я объясняю, почему нужно читать, рассказываю о происходящих химических процессах. Когда ты смотришь кино, за тебя уже кто-то что-то сформулировал, подобрал актеров, сделал свой выбор. Когда читаешь, нужен собственный анализ. Даже на диске актер читает со своей интонацией, а во время чтения есть персональный выбор. Я гордился, что мы были самой читающей страной. Мы менялись книгами. В электронной книге ты любишь планшет. Берешь в руки напечатанную книгу - любишь не планшет, а «Трех мушкетеров», героев книги -д'Артаньяна, Атоса, Портоса, Арамиса, любишь автора, переводчика. Книга возвращает нас к пониманию, что есть личные чувства.

- Это духовная или светская книга?

- По большому счету нет никаких разделений. Тот, кто считает, что светские и духовные люди отличаются друг от друга, заблуждаются. Мы становимся духовными, даже если этого не хотим. За нас это делают наши родственники, если они нас любят, мы не безродные. Рано или поздно все к этому придут.

Книга рождалась из публицистических подборок. Вначале были только шестьдесят девять бриллиантов «вымышленной мудрости для посильного назидания подрастающего поколения». Все остальное было потом.

ШЕСТЬДЕСЯТ ДЕВЯТЬ БРИЛЛИАНТОВ

- Сейчас очень мало внятных повествований и рассказов о жизни приходской общины, - продолжает Иван. - Неверующий человек воспринимает общину как нечто странное. А что может быть странного? Верить в то, что ничего нет, значит отрицать действительность. Тем не менее светский человек несколько встревожен и напуган тем, что кто-то где-то собирается. Это кажется ему похожим на секту. У людей есть отстраненное мнение о приходской жизни. В общине такие же люди, но задающиеся вопросом: в чем смысл жизни? для чего мы живем? У них те же самые радости и тяготы жизни. Они так же смеются над шутками детей, сами попадают в конфузные ситуации, говорят глупости, иногда на них настаивают...

- В первом повествовании говорится, что сейчас не время учеников, а время учителей. Так ли это?

- В книге есть диалог героев, один из персонажей так говорит, видит в этом «широкую перспективу», а другой - «неблагодарную аудиторию». Люди - общественные существа, они нуждаются в сопричастности некоему сообществу. Как бы ни диктовала рыночная психология, деньги не самое главное. Деньги нужны для счастья, а не счастье для денег. Они не исчерпывают всего. Мы нуждаемся в общении, личностной реализации, в чьей-то поддержке.

- Герои говорят о высоком очень просто. Известный актер оставил сцену, стал монахом. В наше время немногие так поступают?

- Немногие. А поиски господина Х., о котором пишу, увенчались успехом... на огороде монастыря: он собирал редис. На вопрос, что его побудило к такому поступку, он ответил: «Все очень просто. Просто я решил вопрос бытийности Гамлета положительно». Когда у тебя есть друзья, которые стоят с тобой, слушают песнопения в церкви, возникает чувство сопричастности.

ГАЗЕЛИ И ДОКТОР БЫКОВ

- Неподготовленному человеку довольно сложно понять песнопения. Как разобраться в сюжете?

- И к песнопениям тоже надо привыкать, это отдельная, прекрасная часть культуры. Вместо унылости бормотания сначала начинаешь различать знакомые слова, потом звуки, сюжеты. Потом ты абстрагируешься от этого, потому что знаешь текст практически наизусть. Недаром самая красивая и яркая песня человеческая называется Песня Песней. Это нескончаемая песнь о любви к Богу. Это формат газелей - одной из наиболее распространенных стихотворных форм персидских стихотворцев, они появились в Х-Х1 веке. Говоря простыми словами, не все люди в древности владели умением писать, они заказывали стихи, воспевающие красоту женщины: «Дорогая моя, сладкая как морковка.» Потом газель как форма отошла. Жизнь ускорялась. Кроме колеса, появились часы, пушки, придумали порох. Человеку нужны были и новые формы любовного стиха. Появились монахи-отшельники, которые снова обратились к форме газели, они восхваляли бога.

- Большинство глав книги представляет собой эссе. Почему вы выбрали этот жанр?

- Видимо, потому, что мое внимание привлекали известные эссеисты. Есть еще одна точка зрения: эссе не подвластны критике, так же как и поэзия. Как можно сравнивать Маяковского или Северянина? У Северянина: «В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом - Вы такая эстетная, Вы такая изящная...», а Маяковский писал: «Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза...» Это строки разных поэтов. Мой » сборник не претендует на истину. Я сам иду к истине, как любой другой человек. Это выдержки, взгляд из небольшого участка пути, путевые заметки внутри себя. Там есть и противоречивые вещи, и загадочные, и патриотические. Есть все, чем наполнены мы.

- В сериале «Интерны» вы сыграли доктора Быкова. Вы что-то взяли от персонажа?

- Когда меня приглашают на ту или другую роль, я понимаю, что неказистый, что у меня своя психодинамика, свои взгляды. У меня своя аудитория. Со съемок взял добрую печаль и радость от знакомства с ребятами из цехов - костюмерами, операторами. Восхищаюсь этими людьми. Во время съемок я себя комфортно чувствовал. Шел сниматься в «Интерны» на две-три недели, а съемки шли почти шесть лет - как в космическом корабле. В договоре было напечатано, что меня нельзя использовать в сценах эротического характера, в сценах особо жестоких. Меня должны были отпускать. Но телевидение - как соковыжималка, бесконечные переработки...

РУССКОЕ, КОНСЕРВАТИВНОЕ

- И все же вы планируете работать на телевидении, создаете новый телеканал. Каким он будет?

- Есть Первый канал, прекрасный канал. Он, как ГЭС, дает электричество, но лампочку к нему не присоединишь. Должна быть еще масса звеньев. Есть канал «СПАС». Странно, если на канале «СПАС» будут транслировать бои без правил или поэты будут читать свои неистовые стихи о любви к женщине. Это с религией никак не связано, с тем глубинным, духовным, довольно деликатным вопросом. У военных есть «Звезда». Есть несколько СМИ на информационном рынке, которые представляют интересы либерально настроенной части нашего общества. А интересы консервативно настроенной части общества не представлены. Подавать и освещать информацию будут люди, которые придерживаются определенных взглядов, можно сказать, консервативно-патриотических. Рабочее название - русское консервативное телевидение (РКТ).

-- Ольга ШКАБЕЛЬНИКОВАФото: Сергей Тетерин


← Большой Летний Кубок на приз «Гераклиона»

→ Портал открытых данных правительства Москвы