Путешествие в историю. Школьница из Кунцева стала участницей уникального проекта

Путешествие в историю. Школьница из Кунцева стала участницей уникального проекта

Главархив Москвы совместно с городским Департаментом образования и науки организовал на базе Московского центра воспитательных практик уже третий поток проекта «Уникальные документы. Взгляд нового поколения». В его рамках ученики школ и колледжей занимаются исследованием личных дел известных студентов и преподавателей Императорского Московского университета, связанных с разными областями науки и культуры.

«Мы запустили годовой проект «Уникальные документы. Взгляд нового поколения» в сентябре прошлого года. Первые участники лаборатории уже успели поработать с документами известных медиков и деятелей культуры, которые учились в Императорском Московском университете. Например, с материалами Ивана Сеченова, Николая Пирогова, Николая Склифосовского, Евгения Вахтангова, Александра Островского, Василия Кандинского, - рассказывает начальник Главархива Москвы Ярослав Онопенко. - Сейчас мы запустили третий поток проекта, в рамках которого ученики школ и колледжей изучат документы известных математиков и ученых в области естественных наук. До конца мая финалисты проекта также познакомятся со студенческими делами видных литераторов, историков, меценатов и общественных деятелей».

Шанс прикоснуться к истории

Школьники и студенты, в частности, будут работать с документами геолога и минералога Александра Ферсмана, одного из основоположников отечественной бактериологии Георгия Габричевского, советского химика-органика Александра Несмеянова, советского физика-теоретика Игоря Тамма, одного из основоположников современной аэромеханики и аэродинамики Сергея Чаплыгина и других выдающихся деятелей науки.

Почти за месяц занятий ребята познакомятся с документами выбранного ими деятеля науки, изучат методику работы с архивными материалами, а также узнают, на каких основаниях им присваивают статус «уникальный». Кроме того, они понаблюдают за работой архивистов, узнают, как документы хранят и реставрируют в лаборатории Главархива. В финале ученики подготовят биографические справки о выдающихся соотечественниках, поделятся друг с другом результатами работы, защитят свои проекты и станут героями видеоролика.

Мнение школьников важно

Тезисы из работ учеников специалисты Главархива Москвы используют в заключениях, необходимых для присвоения документам статуса уникальных. По результатам работы двух первых потоков проекта кандидатами на включение в реестр уникальных документов Москвы стали дела шести деятелей медицины и культуры – Ивана Сеченова, Николая Пирогова,Николая Склифосовского, Евгения Вахтангова, Александра Островского и Василия Кандинского.

«Сотрудничество Департамента образования и науки Москвы и Главархива в рамках проекта "Уникальные документы. Взгляд нового поколения" дает возможность школьникам и студентам колледжей, работая с архивами, соприкоснуться с прошлым, погрузиться в историю своей страны. Участники проекта становятся настоящими исследователями, когда изучают оригиналы документов под руководством опытных наставников. Прослеживая путь становления выдающихся ученых и писателей, врачей и предпринимателей, они получают представление об исторической эпохе, сравнивают ее с нынешним днем. А самое интересное, ребята защищают проекты, тезисы из которых затем используют специалисты Главархива для обоснования включения материалов в реестр уникальных документов Москвы»», - подчеркивает заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Антон Молев.

Мнение от первого лица

Среди участников проекта юные жители Западного округа. Дарья Кузьмич учится в школе № 64, расположенной в районе Кунцево. Девятиклассница поделилась с нами своими впечатлениями. «Мне безумно понравилось участвовать в этом проекте! Во-первых, было удивительно прикоснуться к документам моего любимого писателя Антона Павловича Чехова, увидеть историю в её нагляднейшей форме, а не на страницах школьного учебника. Также мне очень понравилось общение с организаторами и другими участниками. Все он по-настоящему увлечены этой тематикой», - рассказывает школьница.

Дарья с интересом знакомилась и с другими историческими документами, хрониками: гербовником времен Екатерины Второй, фотоальбомом дореволюционной аристократической семьи.

«Я почерпнула для себя много новой и интересной информации о технологии реставрации и хранении старых бумаг, книг и летописей. Я выбрала этот проект, так как увлекаюсь историей и литературой, и для меня было необычным то, что я, обычный подросток, не являющийся профессором истории или кандидатом наук, могу исследовать документы редкие с ограниченным доступом», делится впечатлениями девушка.

Самым трудным, по ее признанию, было написание эссе, дающего доступ в архив и последующее ожидание решения жюри. «Думаю, что секрет успеха моего эссе заключался прежде всего не в красивых речевых оборотах или объеме написанного, а в эмоциональности и искренней любви к личности Антона Павловича Чехова, его творчеству. Этот проект однозначно стал прекрасной возможностью проявить себя в той области, которая меня очень вдохновляет - в истории, также я впервые выступала перед незнакомой публикой и ощущала себя частицей чего-то масштабного. Однозначно бы порекомендовала поучаствовать в проекте всем школьникам», - говорит Дарья.

-- Елена Краснова Фотографии предоставлены школой № 64


← Анастасия Ракова сообщила об открытии в районе Нагорный нового центра госуслуг

→ Документ гражданина. Подростки из ЗАО получили первые паспорта