Хиту «Мосфильма» - «Рабе любви» 40 лет

06.02.2017 Культура

Так бывает: знаменитыми становятся картины, чьи судьбы складывались до премьеры очень непросто. «Рабы любви» могло бы и не быть, если бы в 1974-м году молодой режиссер Никита Михалков отказался спасти фильм, начатый другим постановщиком.

Талантливый выпускник режиссерского факультета ВГИКа Рустам Хамдамов в 1974-м году приступил к работе над фильмом «Нечаянные радости». Это должен был быть черно-белый фильм о звездах дореволюционного русского кино. К тому времени Хамдамов уже зарекомендовал себя интересным художником с тонким вкусом (например, приложил руку к созданию мира живописнейшей картины Андрея Кончаловского «Дворянское гнездо»), перспективным режиссером-автором (слух о его учебной короткометражке «В горах мое сердце» сразу распространился за пределы ВГИКа). На его первой полнометражной картине «Нечаянные радости» согласился работать соратник Кончаловского, выдающийся и тогда уже модный оператор Георгий Рерберг. «Зеленую улицу» режиссеру-дебютанту предоставили в Экспериментальном Творческом объединении - тогда на «Мосфильме» действовали разные «творческие объединения», каждое под руководством того или иного видного кинематографиста; ЭТО, например, возглавляли Григорий Чухрай в качестве художественного руководителя и Владимир Познер (отец знаменитого телеведущего) в качестве директора.

Но что-то пошло не так, Хамдамов отказался продолжать фильм. А солидная часть средств, отпущенных на «Нечаянные радости», уже была потрачена. Спасти положение призвали Никиту Михалкова, который к тому моменту снял фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» и доказал всем, что он не только обаятельный актер, но и многообещающий режиссер. «Продолжать» дело, начатое Хамдамовым, он не стал. Михалков в кратчайшие сроки снял новый, свой фильм «Раба любви». Но от Хамдамова ему досталась исполнительница главной роли Елена Соловей. Это было счастливое «приобретение» - актриса потом еще сыграет несколько замечательных ролей в фильмах Никиты Михалкова. На «Рабе» укрепился творческий дуэт режиссера Михалкова и оператора Павла Лебешева. Молодой оператор искал способы сделать изображение особенно легким, акварельно-живописным и придумал оригинальную технологию предварительной засветки пленки – она наделала много шуму, но оправдала ожидания.

Кино про кино

Авторы фильма не скрывали, что «Раба любви» - их поклон пионерам отечественного кинематографа, но сколько в этом жесте нежного юмора, усмешки: как наивно когда-то понимали назначение «фильмы», как легкомысленно и быстро снимали! Для многих самый любимый эпизод картины – съемка, где режиссер ведет дело по накатанной, использует для достижения скорейшего результата простейший ресурс: «Из-за кустов страшно и медленно выползают янычары, - покрикивает постановщик. - Страшно! Ой, как страшно! Всем страшно!»

-- Марианна Крушинская


← Единороссы продолжают помогать детям с "безграничными возможностями" Можайского района

→ Вокальный ансамбль «Ассортинки» принял участие в фестивале «Тебе, Отчизна, наши юные таланты»