«Мосфильм» «на гастролях» в Центре фотографии братьев Люмьер
В одном из залов Центра фотографии имени братьев Люмьер проходит выставка «Я знаю их...», посвященная памяти замечательного фотографа Игоря Гневашева. Его жизнь была тесно связана с «Мосфильмом».
Фотокамера Гневашева запечатлела для истории важные, трогательные, смешные эпизоды съемочного процесса. Вот Юрий Яковлев в тяжелой царской шубе прильнул к кассетному магнитофону – это еще не будущий знаменитый кадр фильма «Иван Васильевич меняет профессию», это фотография Игоря Гневашева, первым уловившего комизм композиции. Вот Андрей Тарковский в клетчатом пальто, с усами а-ля солист ВИА «Песняры» пытается совладать со струей, бьющей из шланга – фотограф подловил режиссера во время съемок фильма «Зеркало». Также на нынешней выставке представлены фото со съемок фильмов Владимира Меньшова, Эльдара Рязанова, портреты актеров, сделанные как на съемках, так и в студии. Анатолий Солоницын, Людмила Гурченко, Нона Мордюкова, Наталья Белохвостикова, Спартак Мишулин – Гневашев умел проникнуть в душу модели, передать характер. Режиссеры, которые обычно не любят лишних и посторонних на площадке, ценили Гневашева. Фотограф работал на фильмах Сергея Бондарчука, Василия Шукшина, Леонида Гайдая, Никиты Михалкова, Сергея Соловьева. Благодаря ему у нас есть фотосвидетельства того, как создавались знаменитые ленты «Мосфильма».
В рамках образовательной программы к выставке «Я знаю их...» руководитель Информационного центра «Мосфильм-инфо» Гаянэ Амбарцумян выступила с лекцией «Мосфильм» - свидетель истории». Крупнейшая, «образцовая» киностудия страны пережила вместе с государством большую часть бурного XX века. По стилям мосфильмовских построек и сегодня видно, как менялась архитектурная мода. Проект главного корпуса несет на себе явные черты конструктивизма, есть корпуса, построенные в духе сталинского ампира, есть на «Мосфильме» и свои «хрущобы». Неизменным на всех этапах было одно – отношение государства к кинематографу как к важнейшему из искусств и к «Мосфильму» как к главной киностудии огромной страны. До сих пор в архивах Киноконцерна хранятся проекты 30-х, 40-х, 50-х годов, по которым видно, что даже такой мощный «Мосфильм», каким он был в 60-е-80-е, не отразил большей доли фантазий проектировщиков. Это должен был быть киногород, как Голливуд.
Студия-самолет
Первое – и главное – здание «Мосфильма» (оно проектировалось в конце 1920-х) должно было в плане представлять самолет. Потому что кинематограф мыслился руководителями молодого советского государства самолетом, уносящим граждан-зрителей в будущее. В «кабине» планировалось расположить дирекцию, а «крыльями» должны были стать павильоны. В общих чертах этот план реализовался, он и сегодня угадывается в здании главного корпуса Киноконцерна. Пусть из «Мосфильма» так и не вышло полноценного киногорода, но исключительное своеобразие этого пространства мосфильмовцы сохранили.