В РАНХиГС стартовала программа «Проектное управление в государственном секторе»
Новый поток госслужащих начал обучение по образовательной программе, посвященной организации проектной деятельности в органах власти. Занятие провела заместитель губернатора Белгородской области Ольга Павлова.
Открыл программу директор Научно-образовательного центра проектного менеджмента (ЦПМ) РАНХиГС Олег Билев. Он рассказал о программе и работе Правительства РФ по развитию направления проектного управления. Заместитель директора ЦПМ РАНХиГС Наталья Гаркуша уточнила, что реализация программы «Проектное управление в государственном секторе» началась в Академии еще в октябре прошлого года. Модель компетенций участников проектной деятельности включает два блока – это персональные и управленческие компетенции, а также прикладная область. На сегодняшний день уже установлены требования к квалификации госслужащих.
Затем Олег Билев провел лекцию. Были раскрыты предпосылки внедрения проектной деятельности (ПД) и основные причины внедрения проектного управления. Все началось с вопроса об эффективности использования ресурсов и достижения результатов. Так, среди предпосылок: реализация не самых приоритетных идей, недостижение целей и невыполнение ключевых показателей, несоблюдение сроков и бюджета. Кроме этого, важно эффективное использование ресурсов (человеческих и материальных) и результативное межведомственное взаимодействие, повышение мотивации.
Цели внедрения ПД в Правительстве РФ: повышение гарантированности и сокращение сроков получения результатов; улучшение межведомственного взаимодействия; сокращение расходов на получение результатов; формирование системы мотивации для достижения результатов. «Новые подходы предполагают новый тип госслужащего, новый уровень взаимодействия, новый подход к коммуникации с обществом, – уточнил Олег Билев. – Необходимо внедрение именно системы управления проектной деятельностью».
Были выделены семь источников эффектов и выгод от проектного управления. Это единые цели и приоритеты, лидерство и технологии, упрощенная система согласования, объемный мониторинг ИТ-средствами. Необходимо проактивное управление рисками и возможностями, полный федеральный и региональный охват, персональная ответственность и мотивация на результат.
В ходе лекции слушатели рассмотрели организационную структуру управления проектной деятельностью. Создан Совет при Правительстве РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Президиум совета возглавляет Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Работает Совет при Президенте РФ по стандартам развития и приоритетным проектам. При внедрении проектного управления использовались зарубежные и российские стандарты и лучшие практики (органов власти, компаний и организаций).
Об опыте организации проектной деятельности в органах власти рассказала заместитель губернатора Белгородской области – начальник Департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области, к. п. н., доцент Ольга Павлова. Проектное управление в области развивается с 2010 г. Здесь 1,5 млн человек обеспечивают 1% ВВП страны, а основная доходная часть – сельское хозяйство и добыча руды.
«Проектное управление невозможно внедрить, если не будут заинтересованы высшие должностные лица. Решение о развитии этого направления принял губернатор области, когда еще не было стандарта на федеральном уровне. Мы решили, что будем двигаться во всех отраслях одновременно», – уточнила Ольга Павлова. Тогда были только международные госты, необходимо было разработать нормативную базу.
В регионе заложили элементы проектного управления (организационно-методологическое обеспечение, экспертная база, мотивация, мониторинг) и усовершенствовали систему в 2010–2013 гг. Ключевое значение имеет отбор людей на проекты, необходима готовность к изменениям, творчество и мониторинг преобразований.
Лекцию об особенностях формирования проектных команд провел заместитель директора Научно-образовательного центра проектного менеджмента РАНХиГС Андрей Малахов. «Команда должна функционировать, – начал выступление эксперт, – и важно знать, какие коммуникации работают в бизнесе и власти». Существуют проблемы с ресурсами и делегированием полномочий. Не все руководители проектов проводят совещания. Необходимо выстроить систему коммуникаций так, чтобы участники эффективно общались между собой.
Органы проектного управления включают руководство организации или органа власти, координационный орган; проектный офис и проектный комитет. В регионах нет необходимости создавать отдельный координирующий орган по каждому проекту. Был рассмотрен типовой процесс формирования рабочих органов. Ресурсный план должен появиться с началом работы над проектом. Если ресурсов нет, то это негативно сказывается на планировании. У более 40% субъектов РФ отсутствует доступ к актуальным вариантам сводных данных. Для организации проектного управления необходимы совещания, на которых обсуждается статус проекта, генерируются идеи и решаются конкретные вопросы.
О международном опыте применения проектного подхода рассказал начальник отдела разработки образовательных программ и сертификации ЦПМ РАНХиГС Андрей Кувшинов.