Андрею Кончаловскому – 80

15.08.2017 Культура

Картины Кончаловского 60-х-70-х снимались на «Мосфильме» и по праву вошли в золотую коллекцию фильмов киностудии.

20 августа нынешнего года классик отпразднует 80-летие. Он и не думает почивать на лаврах. Снимает фильм, готовится преподавать на только набранном режиссерском курсе в РАТИ.

Линия жизни Андрея Кончаловского причудлива. Удивительная семья, в которой они с братом Никитой родились и выросли, дала, с одной стороны, воспитание в духе русской художественной интеллигенции, с другой – номенклатурное благополучие и привилегии на фоне жизни обычных советских граждан. Сын поэта Сергея Михалкова (автора текста гимна СССР!) стал одним из главных режиссеров сильнейшего кинопоколения 60-х. И на равных с остальными вкусил «прелестей» советской киноредактуры, цензуры. Побывав в 1962-м году в Венеции на кинофестивале, буквально заболел желанием свободно перемещаться по миру, о чем советский гражданин тогда и помыслить не мог. Однако, мечту свою Кончаловский не оставил, хоть осуществление и далось ему непросто. В 1980-м году, получив звание народного артиста РСФСР, режиссер уехал в США. Освоил Голливуд, работал и в кино, и в театре с крупными американскими и европейскими актерами. И все-таки вернулся в Россию, как только не стало советской власти. Хотя «вернулся» - не совсем верное слово. Андрей Кончаловский действительно человек мира. Живет там, где в данный момент работает. А работать он может себе позволить и в России, и в Европе – ведь, помимо имени в кинематографе, Кончаловский давно приобрел репутацию одного из самых интересных режиссеров музыкального театра. Его постановки шли на сценах миланского театра «Ла Скала», «Метрополитен-оперы» в Нью-Йорке, Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

Ренессанс мастера

В фильмографии Кончаловского нет многолетних пауз. Он снимал всегда и продолжает это делать сегодня. Последние годы можно даже назвать ренессансом мастера в кино – он сам признает, что, работая в 2014-м году над фильмом «Белые ночи почтальона Тряпицына», пришёл к новому киноязыку. Действительно, способность Кончаловского меняться, быть современным и даже опережать киномоду поражает. Он начал свой путь в кино одновременно с Андреем Тарковским, Василием Шукшиным, в своих первых картинах отдал дань восхищения Акире Куросаве, Луису Бунюэлю, Федерико Феллини. Однако, получив импульс от шедевра того или иного классика, Кончаловский всегда искал свой путь. За чёрно-белой аскезой «Первого учителя», конечно – покадровое знание фильмов Куросавы, в документальном «подглядывании» за персонажами «Аси Клячиной» - черты эстетики французской «новой волны», итальянского неореализма, в «Дяде Ване» - психологизм Бергмана. Но разве остались бы они в числе фильмов, до сих пор востребованных и любимых зрителем, если бы они были лишь тенденциозными вариациями? Однозначно нет.

«Белые ночи почтальона Тряпицына» (отмеченные «Серебряным львом» Венецианского международного кинофестиваля) в чем-то отсылают к «играм» с реальностью, которые вёл режиссер на заре своего пути, снимая фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». В обоих случаях граница между жизнью и конструкцией сценария очень зыбкая. В «Почтальоне» снова Кончаловский задействовал не актёров, а простых деревенских людей. С 1967-го года, когда снималась «Ася Клячина», технологии в кино изменились кардинально – техника стала гораздо более удобной и манёвренной, ее проще «замаскировать», что особенно важно в случае съемки непрофессионалов. Удивительно, с каким энтузиазмом принял режиссер новую эру в кинопроизводстве, как умно поставил новые технологии на службу своим замыслам. Черно-белый фильм «Рай» 2016-го года, продолжающий получать призы и признание в нынешнем году, снят на цифру так благородно, с таким отсылом к изобразительной манере кинематографа 30-з-40-х, что снова поражаешься умению Кончаловского одновременно идти в ногу со временем и делать кино большого стиля. Кино, которое останется надолго.

Нынешним летом Андрей Сергеевич впервые в жизни набрал курс в РАТИ. Он построен по принципу многих мастерских, в которых вместе учатся и актеры, и режиссеры. А вот сам ход занятий обещает быть экспериментальным. Кончаловский предложил особый, авторский метод как преподавания, так и сочетания дисциплин. По всей видимости, безотлучно находиться при студентах у Андрея Сергеевича в течение первого года обучения не получится – ведь он начинает новый фильм. К тому же, в Италии (это совместно российско-итальянское производство), так как главный герой будущей картины «Грех» – Микеланджело.

-- Марианна Крушинская


← «Пионер» покажет рекламу 90-ых

→ В честь Дня Физкультурника состоялся "Кубок Переделкино" по волейболу