Дети на краю… Разговор с врачом - психотерапевтом Павлом Шаршневым
Порассуждаем о том, насколько дороги дети родителям, насколько родители понимают своих детей...
Бывает дети сталкиваются с чрезвычайным эмоциональным напряжением, причем ситуации, вызывающие его, могут быть банальными с точки зрения социума, однако для конкретного ребенка они могут быть буквально судьбоносными. К ним можно отнести чрезмерное наказание от близкого человека, публичные уничижительные действия сверстников, главное, что их объединяет: опыта оценки и правильной последовательности реакций/действий у ребенка – нет. Опыта нет, но требование найти оптимально личностно сохранный вариант поведения есть, причем быстро. И тогда ребенок попадает в эмоциональную западню – мозг не находит быстрого решения, формирует защитную реакцию напряженного ожидания, и каждый раз оказываясь или только предположив, что в ней окажется запускает тревогу, которая изматывает организм, и практически не контролируется.
Любой ребенок впечатлителен, его восприятие окружающего - целостные картины, сопряженные с эмоциональной окраской контекста, поэтому любой личностный диссонанс – давление и уничижение воспринимается буквально физически тяжко. Ребенок хочет полного соответствия определенным требованиям социума и, соответственно понятного и комфортного мира вокруг.
Как только в оценку себя как личности, своего поведения, своих убеждений и базовых ценностей (о семье в первую очередь) вносится сомнение – внутри «напряженный сторож» требует постоянного внимания и постоянной готовности быстрого эмоционального реагирования – симпато-адреналовые циклы повышенной активности. Повышенная внутренняя активность изматывает организм, постоянное ожидание «боли» уродует личность, превращая ее в тревожную и постоянно раздраженную.
Поэтому любой человек, шантажирующий ребенка выдать значимую информацию о его постыдном поступке, постыдных мыслях, становится для него самым страшным наказанием, и преследуя, «благодаря социальным сетям», может довести его до чрезмерных негативных поступков. Ничтожество с другой стороны экрана, самоутверждающийся родитель или группа сверстников давящих личность ребенка, похожи на мелких уродцев, сознающих свою полную ничтожность и пытаясь довести другого, до более низменного состояния, чем они являются по сути.
Постоянным прессингом они создают мощный диссонанс в мышлении, мозг подростка буквально «метается» по сети созданных им ранее знаний, чтобы найти ответ, как преодолеть чрезмерное наказание, которое ему гарантированно заготовил «ничтожество» с другой стороны экрана или в привычной жизненной ситуации. Родители не слышат, не видят, не хотят помочь, разобраться и найти оптимальное правильное решение, ребенок остался в одиночестве со своей эмоциональной болью и решается на страшный кардинальный поступок и ищет варианты его решения в интернете. Зачастую им услужливо советует интернет, или ангажированные сми, словно прямо или косвенно подсказывая направление в последний путь. Внезапно его находит манипулятор и начинает формировать из него типичную шизофреническую личность. И ребенок попадает в эксперимент, в котором ему предлагается взамен психологического страдания, осознанное физическое страдание, нужно вырезать на руках знаки и символы, нужно чрезмерно стимулировать ночью симпато-адреналовую систему, нужно довести опустошенность и одиночество до крайней конечной точки. Мозг не думает и не выбирает. Он работает в «хвосте» созданного «поля» (гормональных соответствий, автономным реакциям). И всего лишь выбирает (по ассоциации похожие реакции в похожих ситуациях). Много дней, проживая внутри созданного негативного ритма, с нанесением себе боли, приданием особого смысла этой боли, формируют стойкие ассоциативные ряды – тягостности и непреодолимости страданий, прервать которые может только крайний негативный поступок.
Наша жизнь состоит из накопления опыта и способа применять его правильно, боль эмоциональная и физическая нами ощущается как боль в настоящем, боль о которой мы помним и ожидаемая боль. Боль в настоящем, когда на нас обрушиваются насмешки, уничижительные действия и при этом окружающие поддерживают прямо или косвенно нашего обидчика, затмевает нам логическую оценку себя и своих возможностей, не дает реально увидеть никчемность нашего обидчика. Выйти мысленно из ситуации: кто надо мной смеется – всмотрись в каждое лицо, без жалости и поиска помощи, посмотри на обидчика словно на элемент окружающего интерьера, представь, как бы ты отреагировал в этой ситуации, понимая, что твой обидчик глубоко ничтожный человек, который крайне сомневается в самом себе и судьба которого, так и остаться внизу ничтожным по профессии и жизни.
Ведь для сильного человека не требуется доказательства своей эффективности через унижение другого, он силен и этого осознания достаточно, чтобы эффективно жить и действовать, даже когда кто-то пытается его в этом заставить сомневаться, сильный человек – обращает внимание только на правильность своих поступков, слов, да возможно он ошибся в мелочи, которую затем просто исправить, получив дополнительные знания и умения.
Боль о которой мы помним – вспоминая негативную ситуацию, наше тело запускает напряженное состояние, приносящее нам выраженный дискомфорт, нужно «переработать» это негативное воспоминание: например разложить ситуацию на три части – «до события», «само негативное событие», «после события» и внимательно обдумать каждую часть с точки зрения: где я ошибся, почему не успел правильно отреагировать, каких навыков мне не хватает, в чем слабость участников негативной ситуации и, главное – если бы у меня была возможность оказаться в ней с новыми знаниями и умениями (какими), как бы тогда я правильно и эффективно поступил там и тогда.
И последняя боль – ожидаемая, мы идем в негативную ситуацию и тело нам подсказывает своим напряжением, что возможно снова придется ощутить боль. Ожидаемую боль можно снизить интересным упражнением: «что если, попав в негативную ситуацию, постараюсь ее воспринимать словно со стороны, наблюдая за всеми как за актерами, выполняющими свои заученные роли, все будет повторяться потому, что у актеров нет шансов изменить сценарий, но об этом знаю только я», выйдя из эмоциональной зависимости негативной ситуации, реакций жертвы не будет.
Дети должны запомнить, а родители их научить: главные ресурсные состояния человека это безоценочность (на сленге понятном подросткам – пофигизм) и терпение, терпение, как ожидание достижения своей цели несмотря ни на что.
Найдите три «перекрестка» указавшие вам правильную дорогу жизни:
Ту ситуацию, в которой вы проявили устойчивость.
Ту ситуацию, в которой вы получили самую искреннюю поддержку.
Ту ситуацию, в которой «обратная связь от мира» показала вам вашу эффективность.
И, с каждой новой победой, с каждым новым удачным поступком, будете убеждаться в своей силе, своих возможностях...
Вокруг много примеров силы... Например—росток, пробивается сквозь толщу земли к свету, к жизни, не зная, победит ли или просто так ему нужно... Наши мысли, движения, реакции... жизнь можно ощутить во всем вокруг, даже в простом сгибании пальца... попробуй... Мы меняемся, каждый день даже сейчас в нас происходят сильнейшие изменения под воздействием новых, правильных мыслей, и меняется окружающий нас мир...А главная тайна жизни проста—никто и ничто не поможет тебе лучше и надежнее чем ты сам...