«Военной поры девчата…»
Читая и слушая рассказы о фронтовиках, я часто думаю о своей прабабушке, которую я не могла помнить, потому что она умерла, когда мне было всего 6 месяцев. Конечно, она многое могла бы мне рассказать о событиях тех давно уже минувших лет.
Прабабушка по маминой линии, Старикова Екатерина Васильевна, родилась в декабре 1923 года. В 1941 году она закончила десятый класс, было ей 17 лет, а в 1943 году ушла добровольцем на фронт. Попала она в 13-й объединенный авиационный полк ГВФ, впоследствии переименованный в 97-й отдельный Краснознаменный авиационный полк ГВФ (гражданского воздушного флота).
Когда на страну обрушилась война, и тысячи самолетов вторглись в воздушное пространство СССР, сбрасывая смертоносный груз на города и села, перед гражданским воздушным флотом (ГВФ) встали задачи большой государственной важности – стать транспортным средством связи фронта и тыла. С первых дней войны Гражданский воздушный флот испытывал серьезные затруднения. Требовалось переоборудование самолетов, психологическая перестройка, овладение новыми знаниями и навыками. Характер заданий значительно отличался от выполнявшихся в мирное время.
Прабабушка, будучи уроженкой города Оренбурга, называвшегося тогда Чкаловым (с 1938 по 1957 г.), в честь Героя Советского Союза, Валерия Павловича Чкалова, советского лётчика-испытателя, командира экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер, как и все её сверстники, мечтала стать летчицей, любила самолеты.
В 97-м отдельном Краснознаменном авиационном полку ГВФ, в котором моя прабабушка проходила службу, она быстро овладела специальностью авиационного механика, техника по приборам. В её обязанности входили: осмотр, подготовка и настройка авиаприборов, устранение неисправностей, определение готовности самолета к вылету.
От бортмеханика требовалась высочайшая ответственность: внимательность, хорошая моторика рук, хорошее зрение и слух, исполнительность. Ведь спрос за качество подготовки самолёта, в первую очередь, – с механика.
Изучив представленные в электронном архиве материалы о деятельности 97-го отдельного Краснознаменного авиационного полка ГВФ, я узнала, что авиаполку поручали важные и ответственные задания по обеспечению партизан. В партизанский край, сформированный на северо-западе страны, авиаторы 97-го отдельного Краснознаменного авиаполка ГВФ доставляли народным мстителям боеприпасы, продовольствие, медикаменты, а оттуда перевозили в тыл раненных партизан.
Десятки полетов в день совершали они на фронт, доставляя сотни тонн грузов войскам, а из военно-полевых госпиталей увозили тяжело раненных бойцов.
Летали и в глубокий тыл противника, вывозили детей, больных женщин, стариков. Весной и летом 1944 года летчики 97-го авиаполка вывезли из оккупированных районов несколько тысяч советских граждан.
Гражданские авиаторы с честью решали поставленные перед ними задачи. При полетах в тыл врага, на оккупированные территории, самолеты доставляли центральные газеты, брошюры, листовки. Печатное слово обладало огромной силой воздействия на умы и сердца советских людей, находившихся под игом оккупантов, знакомило их с важнейшими решениями правительства, с положением на фронтах, укрепляло веру в победу, способствовало новому подъему всенародной борьбы.
Эта работа проводилась в исключительно трудных условиях, ночью, на маленьких невооруженных самолётах, под постоянным зенитным обстрелом, при атаках вражеских истребителей.
Моя прабабушка, говорят, была не словоохотлива, не любила рассказывать о войне, но иногда вспоминала свои пережитые ощущения и впечатления о ночных перелетах во вражеский тыл, как порой пилотам приходилось маневрировать, всеми способами уклоняясь от огня противника.
В марте 1944 года прабабушка была награждена медалью «За боевые заслуги», в приказе отмечено, «что механик по приборам, мл. сержант Старикова Екатерина Васильевна, проходя службу в полку, овладела специальностью техника по приборам и хорошо справляется с порученным делом. С августа месяца 1944 года, работая на этой должности, обеспечила 3700 самолетовылетов, из них 130 вылетов в тыл противника без единой задержки и срыва по ее вине. Настойчивой работой над собой совершенствует свои знания. За хорошую работу имеет две благодарности».
Приказ подписали: командир 97-го отдельного Краснознаменного авиаполка ГВФ майор – В.А. Седляревич и начальник штаба 97-го отдельного Краснознаменного авиаполка ГВФ майор – Каплунов.
23 июня 1945 прабабушку демобилизовали. За участие в Великой Отечественной Войне Указом Президиума Верховного совета СССР награждена медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941–1945 гг.».
После войны Екатерина Васильевна проживала в городе Москве, работала на ЗИС (автозаводе имени И.В. Сталина), затем на Первом Государственном подшипниковом заводе.
Храним награды прабабушки: Орден Отечественной войны II степени и 6 медалей.
Я горжусь прабабушкой, горжусь всеми советскими людьми, которые ценой своих жизней отстояли свободу нашей родины.