Фоменки представили свою версию истории про Мастера и Маргариту

05.10.2018 Культура

26-й сезон в «Мастерской» начали с двух премьер, для детей и для взрослых. Еще до официального открытия сезона сыграли представление «В гостях у барона Мюнхгаузена», а 12 сентября состоялась премьера спектакля «Мастер и Маргарита».

«Московский шабаш в двух частях с одним разоблачением» - так обозначили авторы спектакля его жанр. Группа статистов, находящихся на сцене почти постоянно, так и поименована в программке: Москва.

И это современная Москва, где поэт Бездомный и литературовед Берлиоз – нынешние пижоны в узких брючках, а знаменитый ресторан «Грибоедов» - модный бар, в котором группками пританцовывают под пульсирующую фоновую музыку хипстеры и хипстерши. Знаменитому высказыванию Воланда о москвичах (что, мол, они обыкновенные люди и напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их) тут найдено буквальное воплощение. Кстати, Воланд в исполнении Алексея Колубкова неожиданно домашний, уютный – как будто он сам москвич, только из Москвы времен Островского. Вообще, к чести постановщиков и исполнителей стоит сказать, что все многочисленные персонажи спектакля узнаваемы – в том смысле, что за каждым не только герой романа Булгакова, но и непреходящий человеческий тип, из поколения в поколение меняющий лишь фасоны одежды. Пожалуй, только Мастер в исполнении Томаса Моцкуса и Иешуа (Павел Яковлев) – существа вне привычных определений.

Спектакль поставили Федор Малышев и Полина Агуреева, и оба в нем задействованы как актеры. Малышев – фигляр Коровьев, а Агуреева – Маргарита. Эта актриса никогда не играет чистую драму, всегда снижает пафос гротеском, некоторой критической иронией в отношении к своей героине. Это замечательное свойство как нельзя лучше «село» на роль Маргариты, женщины страстной и умной. Знаменитый полет новоявленной ведьмы решен в спектакле оригинально. Не будем раскрывать карт, приходите и оцените сами, как преодолели в «Мастерской» земное притяжение.

Спектакль «Мастер и Маргарита» не прекращается и во время антракта. В пространствах фойе играет для публики «Оркестр «Четвертак» под управлением Жоржа Бенгальского» - и многие не доходят до буфета, прикипают взглядом и ушами к этому шоу. В какой-то момент во всем театре гаснет свет – не пугайтесь, так надо. Это же «Мастер и Маргарита», тут надо быть готовым к проделкам инфернальных сил.

Есть произведения, за которые опасно браться – так вам скажут в любом театре. Например, «Вий» Гоголя и «Мастер и Маргарита» Булгакова. Но соблазн велик, и поток штурмующих коварную классику не иссякает.

Самой знаменитой сценической интерпретацией «Мастера и Маргариты» по праву считается спектакль Юрия Любимова в Театре на Таганке, выпущенный в 1977-м году (кстати, «приветом» фоменок таганскому спектаклю можно считать назначение на роль Азазелло женщины – у Любимова его играла Зинаида Славина, а в «Мастерской» - Галина Кашковская). Были и еще подходы к роману. Так в 1993-м свою версию «Мастера и Маргариты» представил зрителям Театра на Юго-Западе режиссер Валерий Белякович. Спектакль на долгие годы стал хитом репертуара. Позже режиссер вновь обратился к роману, поставив по нему спектакль во МХАТе им. Горького. Роман Виктюк в 2001-м году поставил в своем театре «Мастера и Маргариту», и спектакль идет до сих пор. Год назад инсценировка романа появилась и в «Студии театрального искусства» Сергея Женовача.

-- Дарья Борисова


← В Училище олимпийского резерва № 2 прошёл турнир по тяжёлой атлетике

→ ОТКРЫТАЯ ОБЩЕГОРОДСКАЯ ЯРМАРКА ВАКАНСИЙ