На «Мосфильме» заработал цех кинодраматургов

Теперь на главной киностудии страны куют свои писательские кадры.

 На мосфильмовских курсах по подготовке специалистов среднего звена учат, в основном, на помощников и ассистентов. Впрочем, представителей основного, творческого состава тут тоже готовят – были выпуски художников-постановщиков, художников по костюмам. В середине ноября начали заниматься слушатели первого за всю историю курсов набора кинодраматургов. О том, почему на «Мосфильме» решили воспитывать своих сценаристов, мы поговорили с руководителем курсов Марией Гузановой и главным редактором Киноконцерна «Мосфильм», выпускником (а теперь уже педагогом) курсов Алексеем Бузиным. 

 - Разве не хватает кинодраматургов, которые выходят из стен ВГИКа и Высших курсов сценаристов и режиссеров?

 Мария Гузанова – Уже который год  Карен Шахназаров и редакторы «Мосфильма» не могут найти ни подходящих сценариев, ни материала для сценариев… Была попытка вступить в сотрудничество с Литинститутом - Карен Георгиевич и Алексей Бузин туда ездили, кидали клич среди студентов, и они нам присылали потом свои литературные произведения. Но, к сожалению, они не были пригодны для экранизаций.

 - Это кризис идей или отсутствие производственных навыков у сценаристов?

 Алексей Бузин - И то, и другое. Любая крупная кинокомпания или телеканал сегодня выращивают своих сценаристов, которые со временем могут выдать приемлемый художественный продукт.

 - То есть, вы считаете, сценаристов надо погружать в процесс производства?

 Алексей Бузин – Да. Мы же находимся на «Мосфильме», здесь студенты могут видеть все этапы производственного процесса. Ведь на самом деле, работа сценариста предполагает нахождение на съемочной площадке и в студиях постпродакшена. 

 - А что приходится делать сценаристу на этих этапах?

 Алексей Бузин – Переписывать сценарий, дописывать. Додумывать текст для закадрового голоса… Ведь на монтажном столе картина может измениться!

 - А что такого может произойти на съемочной площадке, что сценаристу придется переписать фрагмент сценария?

 Мария Гузанова – Бывает, режиссер не может на съемке воплотить творческую задачу, оформленную в сценарии. Он хочет ее упростить или изменить.

Алексей Бузин – Объясню на своем опыте. Я работал над сценарием фильма «Решение о ликвидации», который этим летом вышел в прокат. Так вот съемки проходили не в павильоне, не в удобном, близко расположенном от столицы месте, а в горах Кавказа. Группе даже добираться до  съемочной площадки каждый день было непросто – это сокращало съемочный день. Погодные условия были непростые: и обвалы случались, и сель сходил. Из-за этого съемки переносились. Нужно было в одной сцене компенсировать то, что не сняли в другой день. Столкнулись с тем, что выбранная ранее натура неудобна для съемок, и надо было искать другие художественные решения, и сценарист в этом должен принимать активное участие. Нельзя просто перенести действие в другое место – это должно быть драматургически оправдано.

 - По сравнению с прочими литераторами, драматург ведь должен обладать специфическими способностями и навыками. Какими?

Алексей Бузин – Действительно, бывает, у человека есть отличная художественная идея, но он  не может писать диалоги. Или наоборот: диалоги писать может, а художественная ценность его произведения невелика. Мы на этом курсе собрали людей, которых хотим выучить воплощать свои идеи. Конечно, в авторском кино (таком, как фильмы Тарковского, например) драматургия бывает своеобразной, вроде бы не очень ярко выраженной. Но она все равно предполагает в сценаристе умение писать диалоги и способность делать поведение персонажей психологически достоверным. Зритель должен понимать, почему человек на экране так себя ведет, что за характер у него.

- В отличие от других киношкол, обучение на ваших курсах длится всего полгода. Как вы построили программу для будущих сценаристов, чтобы все успеть?

Мария Гузанова – Действительно, курс продлится до середины апреля. И мы собираемся  распределить между слушателями темы или какие-то «сырые» материалы, накопившиеся в закромах редакции «Мосфильма», чтобы к концу обучения они выдали свои произведения по ним. 

Алексей Бузин – Упор сделали на практические занятия. Мы брали на курс людей, которые писать умеют. Поэтому будут многочисленные творческие работы. Пойдем по нарастающей, от написания сцены до более серьезных элементов сценария. Но весь наш традиционный объем теоретических дисциплин в силе – истории кино, театра, литературы. Обязательный просмотр минимума (около 100 картин) классических фильмов мирового кино.

Мария Гузанова –Для нас это важно и непререкаемо, как «Отче Наш» - студенты должны смотреть постоянно и много! Причем, не только классику. На курсе два мастера – знаменитый кинодраматург Александр Бородянский и редактор, сценарист, выпускник курсов Алексей Бузин.  Ну и помимо регулярных занятий, запланировано много мастер-классов представителей самых разных кинопрофессий. Среди них будет и Карен Шахназаров, он встречается со слушателями каждого нашего набора. Студентов на курсе всего восемь. Мы очень ответственно и даже дотошно отбирали их. Сначала читали присланные литературные работы. Авторы тех из них, которые произвели впечатление на членов отборочной комиссии, были приглашены на просмотр картины Ларисы Шепитько «Восхождение» - они должны были потом рассказать, что бы они изменили в картине, в сценарии. Представьте, как трудно нам пришлось, когда мы выбирали людей. Столько отсеяли еще на уровне прочтения работ, но и на этот просмотр были приглашены 40 человек. Из них на отборочные собеседования были оставлены 23 человека – а взяли на курс 8.

- Каковы были условия, ограничения при приеме?

Мария Гузанова  – В этом случае мы, конечно, не упирались в нашу традиционную отметку «до 30 лет». И впервые у нас получился довольно большой возрастной разброс.  Есть на курсе 19-летний юноша, есть совсем взрослая дама, например.

- А параллельно со сценаристами еще на какую-то специальность сейчас учите?

Мария Гузанова – Открыт набор на курс инженеров для кинопроизводства в стадии постпродакшена. «Мосфильм» сейчас в таких специалистах  кровно заинтересован. У нас идет очень крутое преобразование производственного комплекса «Тон-студия».  И нам нужны талантливые инженеры, которые бы обслуживали студии звукозаписи, речевого озвучания, перезаписи. Первое отборочное собеседование на курс инженеров уже было, но мы не смогли набрать достаточное количество людей, в которых мы заинтересованы. Так что набор продлен, ждем заявок.

-- Дарья Борисова


← В «Пионере» продолжается фестиваль «Бесценные города в кино»

→ Дирекция природных территорий «Тропарево» проводит конкурс новогодних игрушек из природных материалов