Учёный МГУ: Многощетинковый червь-космополит оказался 4 разными видами

Сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова просмотрел огромное число образцов многощетинковых червей, идентифицированных как Thelepus cincinnatus и обнаружил различия в строении между разными червями, собранными в разных районах. На основании тщательного анализа анатомии и морфологии этих образцов, учёный сделал вывод, что перед ним представители не одного вида, а четырёх разных. Таким образом, исследователь описал три новых вида морских многощетинковых червей из группы теребеллид (лат. Terebellidae) и переописал Thelepus cincinnatus. Впервые этот вид был описан 170 лет назад. Работа проходила в рамках проекта «Ноев ковчег» при поддержке Российского научного фонда (РНФ), её результаты опубликованы в журнале ZooKeys.

Микрофотографии основных внешних морфологических признаков Thelepus cincinnatus.

Многощетинковый червь Thelepus cincinnatus — дальний родственник дождевому червю — встречается почти по всему земному шару, за исключением тропических регионов. Из-за столь широкого распространения этот вид считали космополитом. Ранее считали, что он обитает в морях арктического, умеренного и субтропического поясов, начиная с приливно-отливной зоны и заканчивая значительными глубинами. Отдельные находки свидетельствовали о его жизни даже на глубине 4500 метров.

Ведущий научный сотрудник кафедры гидробиологии биологического факультета МГУ Игорь Жирков выдвинул гипотезу, что Thelepus cincinnatus на самом деле не один вид, а несколько разных. Чтобы проверить гипотезу, учёный просмотрел 1955 образцов этого вид из 109 проб с разных уголков света. Большая часть исследованных образцов хранится в коллекции кафедры гидробиологии, а собраны они были во время многочисленных научных экспедиций.

«Я считаю, что виды образуются для наиболее эффективного использования доступных ресурсов. Вообще вид — это не генетическое понятие, как многие сейчас полагают, а экологическое, — комментирует Игорь Жирков. — Известный ареал Thelepus cincinnatus слишком велик, чтобы один вид мог эффективно использовать ресурсы в столь разных условиях. Поэтому я изначально был уверен, что в действительности должно быть несколько видов. Сколько, естественно, я не знал». Тщательный анализ морфологии и анатомии образцов из разных уголков света показал, что идентифицированные как Thelepus cincinnatusобразцы на самом деле представляют собой 4 разных вида. Учёный выявил отличительные признаки каждого из них, описал три новых вида червей рода Thelepus и переописал T. cincinnatus. Чтобы специалисты могли различать эти виды, исследователь составил ключ-определитель.

Три новоописанных вида — Thelepus davehalliT. marthaeи T. parapari — и переописанный T. cincinnatus различаются не только по строению, но и разобщены географически, хотя их ареалы и перекрываются. T. cincinnatus оказался вовсе не космополитом, как считалось раньше. Его ареал лежит в северной части умеренной зоны и Арктике от берегов Гренландии до, по крайней мере, Чукотского моря (образцы из Тихого океана исследователь планирует изучить в будущем). На глубинах шельфа в северной части умеренной зоны и южнее T. cincinnatusзаменяется видом  T. davehalli, а в северной части (в высокой Арктике) — T. marthae. Последний новоописанный вид, T. parapari, встречается лишь на мелководьях в Средиземном море.

Как отмечено в статье, новые виды были названы в честь друзей автора исследования. Вид T. davehalli был назван в честь британского исследователя водных экосистем Дэвида Холла, T. marthae — в честь одного из ведущих специалистов по червям группы теребеллид Марты Леонтович, а самый южный вид, T. parapari, — в честь испанского учёного Хулио Парапара. По биологической традиции, называть новые виды нельзя только в честь себя. В названии могут быть отражены какие-либо характерные особенности организма, или вид можно посвятить королеве, президенту, певцу, актёру, жене, другу или кому-либо ещё. Так, немецкий учёный увековечил имя Дэвида Боуи в названии вида паука(Heteropoda davidbowie).

-- Источник - Пресс-служба МГУ