«Кабинет Сергея Эйзенштейна» переедет из Раменок на ВДНХ
Мемориальная экспозиция, частично воссоздающая квартиру Сергея Эйзенштейна на Потылихе, открывается в Музее кино на ВДНХ. Обстановку, обширную коллекцию произведений искусства, библиотеку выдающегося режиссера сохранила для потомков его супруга и соратница Пера Аташева.
Улица Потылиха, 54Б – по такому адресу проживал в Москве Сергей Эйзенштейн с 1934-го года по 11 февраля 1948-го – то есть, до последнего дня своей жизни. Здание стояло недалеко от юной киностудии «Мосфильм», на западе Москвы. Увы, оно не дожило до наших дней, как и звучное название улицы Потылиха. Впрочем, архив Эйзенштейна и обстановка его квартиры переместились в другое место задолго до ликвидации дома 54Б. Когда режиссера не стало, его вдова Пера Моисеевна Аташева переехала в небольшую квартиру на Гоголевском бульваре, из нее – в маленькую квартиру по адресу ул. Смоленская, 10. Конечно, перевезти с Потылихи все не удалось. Часть вещей разошлась по друзьям режиссера, какие-то материалы ушли в фонды Российского государственного архива литературы и искусства, Музея изобразительных искусств им. Пушкина. В 1965-м году, после кончины Перы Аташевой, в ее квартире на Смоленской силами Союза кинематографистов был открыт Научно-мемориальный кабинет С.М. Эйзенштейна, которым руководил историк кино, исследователь творчества Эйзенштейна Наум Клейман. Позже этот кабинет стал подразделением Государственного центрального музея кино, но, к сожалению, доступ к мемориальной экспозиции был сильно ограничен – ведь небольшая квартира находилась в жилом доме, функционировать, как полноценный музей кабинет не мог.
Когда Музею кино было выделено здание на ВДНХ и началось проектирование внутреннего устройства экспозиционной зоны, руководством музея сразу было принято решение об устройстве отдельного сектора для мемориальной экспозиции «Кабинет Сергея Эйзенштейна». Музей открылся в новом здании осенью 2017-го года, а 28-го декабря 2018-го года состоится открытие постоянной мемориальной экспозиции «Кабинет Сергея Эйзенштейна», которое приурочено к 120-летию со дня рождения великого режиссера и теоретика кино. В основе экспозиции – более трехсот мемориальных предметов – мебель, личные вещи, текстиль, коллекция произведений печатной графики и декоративно-прикладного искусства России, Франции, Мексики, Японии. Фотографии (среди которых – подаренные Эйзенштейну его современниками Чарли Чаплиным, Альбертом Эйнштейном, Джеймсом Джойсом), книги с пометками знаменитого владельца. Многие предметы, которые станут доступны взору широкой публики, недавно вернулись из реставрационных мастерских центра им. академика Грабаря и Государственного НИИ реставрации.
Экспозиция разместилась в зале третьего этажа центральной башни павильона №36, который вот уже больше года принадлежит Музею кино. Избрание такой локации для «Кабинета Сергея Эйзенштейна» вступает в рифму с выражением «башня из слоновой кости». Квартира на Потылихе (содержимое которой и составило основу нынешней экспозиции в Музее кино) стала первым и последним собственным домом режиссера, и он «сочинял» ее вдохновенно, как произведение искусства. Известно, что Сергей Михайлович сам спроектировал дизайн мебели и интерьеров квартиры и называл ее «проекцией своего сознания». Одной из основных целей авторы экспозиции «Кабинет Сергея Эйзенштейна» считают создание эффекта присутствия, погружение посетителя в мир мастера. Возможно, именно в этих вновь воссозданных стенах кабинета Эйзенштейна вы найдете ключи к пониманию образов его фильмов.
Традиция селить кинематографистов рядом с «Мосфильмом» давняя. Как только было принято решение строить на Потылихе главную советскую киностудию, здесь начали возводить дома для ее сотрудников. Так воплощалась мечта руководства страны о «советском Голливуде» - образцовом киногороде, где будут жить, и творить работники «важнейшего из искусств». Архивы нынешнего «Мосфильма» таят интереснейшие планы-проекты, по которым нетрудно восстановить идеи высшего руководства относительно «Мосфильма». Воплощению глобальных замыслов помешала война. Когда же советское кино проснулось от долгого сна, имперский стиль уже не был актуален, «Мосфильм» стал приобретать утилитарные формы производства, а жилые дома для его сотрудников строились по таким же стандартам, как дома для остальных москвичей. Только располагались в пешей доступности относительно студии.