Классику «Мосфильма» Александру Бородянскому – 75
У кинодраматурга, соавтора режиссера Карена Шахназарова, Александра Бородянского юбилей. В холле «Мосфильма» развернута фотовыставка, посвященная мастеру. Александр Эммануилович на «Мосфильме» бывает часто – преподает на курсах подготовки специалистов среднего звена.
Бородянский – автор сценариев к всенародно любимым фильмам «Афоня» Георгия Данелии, «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина. С Кареном Шахназаровым они сделали десять фильмов, среди которых «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро», «Цареубийца». В прошлом году в телеэфире прошел сериал «Светлана» по сценарию Бородянского – история жизни Светланы Аллилуевой.
Александра Бородянского с полным правом можно назвать успешным сценаристом, но были и в его судьбе проекты, которые по разным причинам не получили широкого признания.
Так, в 2013-м году был снят фильм «Охота на крокодилов» по сценарию Бородянского, продолжающий популярную у отечественного кинозрителя тему жизни разведчиков-нелегалов. Картина, над которой работал режиссер Илья Макаров, не стала хитом, несмотря на то, что в ней снимались такие звезды, как Сергей Безруков и Юлия Пересильд. Как это случается, первоисточник (в данном случае – сценарий Александра Бородянского) оказался много сильнее и ярче экранного воплощения. Вот что рассказывал кинодраматург о своем замысле и ходе работы над сценарием «Охота на крокодилов».
- Александр Эммануилович, почему вы взялись за этот проект?
- Потому что я в детстве мечтал стать разведчиком. Эта профессия интересует меня всю жизнь. Мне кажется, она очень неординарная. Есть разведчики под прикрытием (такие растворены среди дипломатов, журналистов), а есть разведчики-нелегалы – те, кто живут в других странах под видом граждан этих стран. Они должны в совершенстве знать язык, психологию. То есть русский должен стать, например, итальянцем. Разве это просто?! Жить так десятки лет и не проколоться на какой-то мелочи… Потому для меня в детстве не полярники были героями, и даже не космонавты, а разведчики.
- Откуда вы знали о них в детстве?
- Судил о том, какова жизнь шпиона, по «Пионерской правде». Кстати, «шпионами» называли тех, кто ведет разведывательную деятельность у нас. А наши там назывались «разведчиками».
Когда-то мы с Николаем Досталем написали сценарий, а Михаил Казаков должен был по нему снять фильм «Очарование зла» - о нашей разведке, которая в 30-е годы ведет свою деятельность во Франции. Были у меня и еще сценарии на эту тему. Когда узнают, сколько я понаписал про разведку, думают, что я сам работник спецслужб! Но нет. Я просто любитель. А ведь я однажды, консультируясь во время работы над сценарием, просил одного заместителя одного начальника разведки: всю жизнь мечтал быть шпионом, возьмите меня. Но он мне ответил: поздно уже, возраст не тот… Опять не получилось, даже по такому блату!
- В какой мере будут придуманы ваши герои? Отталкиваетесь-то вы от реальных людей.
- Скорее, от элементов биографий реальных людей, от случаев их жизней. Я никогда не встречался с супругами Филоненко, и своих героев могу только выдумать. Мне помогут люди компетентные, но и фантазия важна. Образы будут собирательными. Мы избрали для героев другую страну пребывания, например. Но много будет и реальных деталей их жизни. Например, Филоненко охотился на крокодилов вместе с парагвайским диктатором Стресснером – и этот яркий эпизод будет в кино. Не будет деталей их разведывательной работы.
В принципе, разведка – довольно скучная работа. Конечно, она опасная, напряженная нервная, изобилующая стрессами. Но в ней нет ни погонь, ни перестрелок. Зрелищности в этой работе нет. Если снимать про это фильм, ничего не привнося (допустимые элементы), то это будет скучное кино.
- За счет чего вы собираетесь сделать историю зрелищной?
- За счет напряжения. И в «Семнадцати мгновениях весны» нет погонь и перестрелок, а миллионы людей смотрят и смотрят этот телефильм. Потому что есть напряжение внимания, сопереживание герою. И моя задача – сделать так, чтобы героям сочувствовали, сопереживали. Но для этого надо идти на какие-то допуски. И компетентные люди понимают, что в художественном кино без таких допусков – никуда. Компромисс между достоверностью и зрелищностью – это, конечно, проблема при создании таких фильмов.
- Знаю, что недавно вы побывали в командировке в Аргентине, где будет сниматься фильм. Бывали ли раньше в Латинской Америке?
- Бывал, в Чили даже снималось кино по сценарию, который я помогал писать – «Агенты КГБ тоже влюбляются» (комедия, кстати!).
- Какие впечатления от нынешнего визита в Буэнос-Айрес? Поездка помогла вам приблизиться к героям, увидеть их в том мире?
- Я могу писать про какую-то среду, только когда визуально представляю ее. Буэнос-Айрес – очень разный город. Местами это Париж, местами Будапешт, а местами и Москва.
А герои… Мне тяжело придумывать героя, пока я сам не стану героем. Я герой всех своих сценариев. Поэтому у меня туго с героинями… Не могу представить себя женщиной… Пока не становлюсь каким-то человеком, я про него не пишу.
- Значит ли это, что в вашей истории о семье Филоненко ведущим будет все-таки мужчина?
- Конечно, главный – он. При всем уважении к ней, она играла второстепенную роль. Она была его помощницей.
- Если вы погружаетесь в героев с головой, может, объясните, почему люди приходят в это дело и остаются в нем? Какими качествами обладают ваши герои-разведчики?
- Во-первых, они патриоты. Эти люди работают для родины. Они рискуют жизнью. В их жизни бывают очень страшные моменты, когда на кону – твоя жизнь, или жизнь жены, детей.
Разведчиков готовят годами. И их не сразу отправляют в ту страну, где им суждено работать. Сначала их отправляют еще куда-нибудь. Им устраиваются проверки – ведь важно понять, выдержат ли они уготованное напряжение. Кандидатов много, а становятся разведчиками единицы.
Во-вторых, важна степень обучаемости. Школа – великое дело. У нас внешняя разведка существует с 1920-х годов, и сразу появились нелегалы. У нас очень мощная школа разведки. Как у бразильцев – школа футбола.
- То есть, это будет, в определенной мере, патриотический проект?
- Сугубо патриотический. А почему ему не быть таковым? У нас какое-то, вообще, странное отношение к таким структурам, как Служба внешней разведки, КГБ… Понимают их однобоко. А ведь все сложнее. Да, внешняя разведка в советские годы входила, как отдельное подразделение, в структуру КГБ, но она не имела никакого отношения к репрессиям. Многие разведчики были репрессированы. Знаменитого разведчика-нелегала Дмитрия Быстролетова (он работал еще до войны) вызвали в Москву, посадили. Велели написать прошение о помиловании – чтоб не расстреляли. А он сказал: не буду; я ни в чем не виноват. И сидел полный срок! Вышел из лагеря слепым. Тогда всех сажали.
У меня нет никаких клише в отношении к людям, представляющим, например, КГБ. Я отношусь к любому человеку как к человеку. Я не пишу про организации, я пишу про людей. Фильм «Афоня», по моему сценарию, - про человека, а не про представителя сообщества сантехников.
У молодых сегодня, к сожалению, совершенно искаженное представление о том времени. В этом виновато и кино. Вы думаете, мы ходили по улицам и боялись КГБ? Ничего подобного.
А вообще, все мы разведчики. Мы все, так или иначе, получаем информацию. Кстати, большинство информации получается открытым путем. Я в одной книге прочитал: разведчик познакомился с геологом. Тот ему говорит: я бурил скважину на юге, а теперь еду на север, бурить скважины для баллистических ракет. Уже информация – какая контора занимается бурением скважин для баллистических ракет. Совершенно открытая информация! Начинают следить за конторой и совершенно спокойно получают данные – где будет ракетная установка. Из любой правдивой информации умные люди-аналитики могут вытянуть очень много. Потому мне и интересна разведка – в ней всегда есть тайна. Мне очень нравится американский фильм про контрразведку «Ложное искушение». Авторы хотели, в меру возможностей, показать проблемы людей, работающих в разведке. Вот мы с вами сидим, разговариваем, сценарии и статьи пишем – и ничем не рискуем. А люди-то жизнью рискуют. Они делают это для родины. Иначе – для чего? Больших денег они не получают. Славы нет. Это особая порода людей. Потому я и мечтал быть шпионом.
Видео YouTube канала "Телеканал Культура": https://www.youtube.com/channel/UCik7MxUtSXXfT-f_78cQRfQ