Вячеслав Чесноков: Танец - это только средство достижения цели
Как московский патентовед стал бронзовым призером танцевального марафона «Московское долголетие», победителем конкурса «Возраста нет», сбылась ли мечта всей его жизни, и стал ли он счастливым, рассказывает житель Солнцева Вячеслав Чесноков.
- Вячеслав Егорович, как вы открыли в себе способности к танцам? Говорят, чтобы чувствовать себя счастливым, необходимо регулярно менять увлечения или образ жизни. Помогли ли вам в этом танцы?
– Родился я – ужас как давно, стыдно говорить, - в 44 году. В этом году мне будет 75 лет, а в феврале исполнилось 40 лет, как я танцую. У меня вообще стремление к артистической деятельности было с детства, я мечтал быть артистом. Поступал в театральные институты: в Щепкинское, Вахтанговское, Щукинское училище, меня даже Этуш прослушивал. Но что-то ему не понравилось, короче говоря, никуда я не прошел.
– Загубили талант, в общем.
– Этот талант загубили, но я отслужил 3 года в армии, поступил в Московский гидромелиоративный институт, я по образования патентовед, попал по распределению в Московский Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной пакетной экспертизы или как сейчас называют Роспатент. А потом работал в СКБ Мосстрой, которое относится к Главмосстрою. А потом… начался капитализм. И мы знаете, чем занимались? Производили одеяла из овечьей шерсти, покрывала, подушки и рассылали по магазинам. Когда мне исполнилось 60 лет, я ушел на пенсию, но продолжал подрабатывать, и еще лет 7 проработал курьером в аптеке. Но в это же время я танцевал, ходил на занятия в свободное от работы время.
Если вы помните, раньше на предприятиях были всякие вечера, на них меня приметили и пригласили на занятия в школу танцев в Парк Культуры. Тогда мне было 36-35 лет, ну куда я пойду уже. Я-то думал, что этим делом занимаются с детства лет с 7– хореографические училища и так далее. Но на первом занятии обнаружил, что там танцуют люди моего возраста, есть и помоложе или постарше, я подумал, о, так и я смогу! Преподаватель выделил меня из всех, и я до сих пор хожу к нему в студию в ДК ГУВД раз в месяц.
Практику я со своей партнершей проходил в Доме культуры «Нагорный» и отрабатывал свои схемы 10 бальных танцев, которые входят в программу конкурса. Конкурсы проходят по 10-ти танцам: 5 танцев из западно-европейской программы, 5 - из латино-американской. Туда многие ходят, особенно не очень богатые, так скажем, малоимущие, ну, простые люди, пенсионеры, есть и молодежь. Там тренируемся, и готовимся к конкурсам. Конкурсы часто бывают. Я иногда думаю: надо же, когда я был молодой, никому не нужен был, а как состарился, везде нарасхват. Сейчас отношусь к категории сеньор 4, это те, кому за 65. А там есть дети, молодежь, взрослые, потом сеньоры 1, кому 35, и после 45 – сеньоры 2, после 55 – сеньоры 3, и после 65 – сеньоры 4.
Классификация в бальных спортивных танцах помогает судьям при оценке на соревнованиях. Кроме того, она становится некоторым стимулом для самих танцоров проявить весь свой потенциал и стать профессионалами в мире танцев. Классы в бальных спортивных танцах определяются по двум основным показателям: возрастная планка спортсменов и уровень их технического мастерства.
И раз-два-три, раз-два-три, раз-два три
– Как интересно. Что входит в конкурсную программу латиноамериканских и западных танцев?
– Из западно-европейской программы: медленный вальс, танго, медленный фокстрот или слоу фокс, венский вальс – это 4, а 5-ый квик-степ или быстрый фокстрот.
– Единственно быстрый фокстрот, да? А остальные, вроде как, медленные.
– Да, это все так медленно, чинно, благородно. Венский вальс тоже достаточно быстрый танец. Там 60 циклов. Вот раз-два-три, два-два-три, это 60 в минуту. То есть почти каждую секунду ты раз-два-три – одна секунда, два-два-три. Ну а на конкурсах эти играются, музыка идет, ну, не более полутора минуты подряд. То есть ты подряд 5 танцев танцуешь весь этот, потом ты переодеваешься в латину – и 5 латиноамериканских танцев: самба бразильская, кубинское ча-ча-ча и кубинская румба, джайф-латиноамериканский танец, и пасадобль - испанский танец.
– Все быстрые?
– Да, кроме румбы. Румба… считается медленный, но очень трудный танец, там надо поймать цифру 2. Вот счет идет раз, два, три, четыре и нужно раз – ты стоишь на месте, два – делаешь шаг, два-три-четыре, потом пауза, и опять раз - два-три-четыре, раз…
– У вас слух хороший?
– Да. Вот этим меня Бог не обделил. Счет - немаловажное понятие, без которого трудно разобрать танец на составные части. Чтобы просчитать музыку, нужно услышать ритм. Потому что это очень трудно. Также как и, кстати, в медленном фокстроте, это тоже очень тяжелый танец, потому что там нужно слышать музыку. Например, медленно, это раз-два и ты должен не просто медленно, а нужно медленно на цифру два, медленно это раз-два, на два нужно сделать шаг. Потом два шага быстрых. Быстро-быстро, медленно, быстро-быстро, медленно. Это все не так просто. Кажется, это и я так сумею. А как начинаешь…
У танцора зрение настроено на зрителя. Танец - это не только передвижение, нужно сочинить и представить легенду. Нельзя делать из себя устройства для демонстрации техники. Техника танца – это только средство для достижения цели. А цель – это взаимоотношение мужчины и женщины.
Возраста нет
-В каких конкурсах вам пришлось участвовать?
- В ТЦСО «Солнцево» мне предложили участвовать конкурсе «Возраста нет». На кастинге руководитель шоу-балетом Артем Лялин предложил мне в партнерши Марину Шашкину.
– О, наша газета писала о ней.
–Да, молодая, симпатичная балерина. Нас отобрали от Западного округа, а на кастинге было не менее 100 пар. В самом конкурсе просматривали 3 танца. Мы с Мариной танцевали вальс под музыку Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад».
Потом нас разъединили: ей дали профессионального танцора-мальчика, а мне – профессиональную партнершу-девочку. Мне досталась Татьяна Горшенина, она мастер спорта, учится в физкультурном институте на отделении «спортивные танцы». Она очень хорошо танцует, вся артистичная такая. Лялин предложил нам выбрать латину, мы остановились на пасадобле. Татьяна быстро схватила предложенную мной схему, стали танцевать прямо сразу. Я говорю, делаем плащ. Есть такие названия фигур в пасадобле. Суть этого танца: это коррида, тореро, бык, плащ. Ну, вот партнерша изображает как бы плащ, а партнер – тореадора. Татьяна мне сразу сказала, Слава, вы так танцуете, я думаю, мы займем первое место, лучше тут нет.
Когда начался этот смотр, главный судья – известный российский танцор. Президент Российского танцевального союза Станислав Попов. В судейской коллегии были и Малышева, Арина Шарапова. Не знаю, понимают ли они что-то в танцах, но если есть взаимоотношение партнеров, это всё видно. Мы протанцевали, и вдруг объявляют 3-е место, 2-е место, а мы стоим, остались одни на паркете, ну все, думаю, значит, 1-е место. И действительно, 1-е место – пара из Западного административного округа Владислав Чесноков и Марина Шашкина. Нам дали диплом.
– Надо же, как судьба свела, я про Шашкину писала – она же была супер-бабушкой. Теперь получается и с её партнером встретилась, очень приятно. Как вы попали на супер-марафон?
- Меня пригласили на танцевальный конкурс «Московское Долголетие», каждый приходит со своей партнершей. Мы опять поехали к Лялину. Он посмотрел, и предложил выступать от Западного округа. И опять было 11 пар, а в кастинге опять учувствовало 60 пар. Это было лето. Танц-марафон «Московское Долголетие» проходил в Сокольниках. Мы заняли третье место.
–Конкурс шел в течение дня?
– Да, 10 часов. Как начался в 9 и закончился часов в семь.
– Все эти 10 часов вы были на площадке?
- Нет, на площадке сначала были одиночки. Они танцевали медленный вальс и ча-ча-ча.
- А что такое одиночки? Как одиночки, например, вальс танцуют?
- Это был демократичный конкурс, потому что не у всех есть пара, к сожалению, мужчин не хватает. Одиночников было человек двадцать. Их отбирали, потом они танцевали ча-ча-ча.
Потом была вторая группа начинающих, которые в паре занимаются меньше года. Наша группа условно называлась «мастера», мы танцевали танго и джайв латиноамериканский. В этот день мы выходили на паркет раза четыре, потому что были четверть финала, полуфинал и финал. По результатам вот этих двух танцев мы заняли третье место.
-А кто вам костюм подбирает?
- Костюм это все мое. А что костюм? Белая рубашка, красный галстук. Я подбираю так, чтобы долго не переодеваться… Жара в тот день была градусов тридцать. Нам пришлось переодеваться раза четыре. На полуфинале я был во фраке с длинными рукавами, бабочка. Жарко было.
-И вы танцевали во фраке?
-Да. Если надеть фрак, снять красный галстук и надеть белую бабочку, получается стандарт для танго. У меня есть латиноамериканские костюмы, рубашки красивые. И я просто надел подтяжки и, думаю, красный галстук и, грубо говоря, разрез до пупа, чтобы показать из себя мачо.
- Да, мачо получился. Но когда выходите на площадку, вы испытываете чувство страха?
- Сейчас уже особого нет. Есть, конечно, волнение, потому что ты знаешь, что вон та пара так здорово танцует. А хочется их обогнать. Вот такое чисто спортивное волнение.
-В каких еще конкурсах вам довелось участвовать?
-Каждый год в Сокольниках проходит международный конкурс «Дети войны» для тех, кто родился до 9 мая 45 года. Все там такие старенькие. И вот мы с моей партнёршей Любой в 2017 году заняли второе место по стандарту и по латине. В 2018 году мы заняли второе место по стандарту, первое по латине. То есть сделали шаг вперед... Нас там хорошо встречают, потому что все такие старые уже, а еще танцуют.
- По вам - то конечно не скажешь, что вы старый.
- Я родился в декабре 44.
- Вы где-то еще занимаетесь по программе Московское долголетие?
- Я занимаюсь танцами в ТЦСО «Солнцево». У меня там есть продвинутая группа, девочки - уже бабушки, будем так говорить. Руководит всем этим Вера Николаевна Баюрина, а я ей ассистирую. Сейчас нам выделили шикарную танцевальную площадку, мы занимаемся в Солнцеве в выставочном зале.
В октябре 2018 году, в день пожилого человека нашу пару, и еще одну такую же взрослую пригласили в зал церковных соборов в храме Христа Спасителя участвовать в концерте, в честь пожилых людей. Мы танцевали под песню «Эти глаза напротив», пел Евгений Кунгуров, а мы танцевали вместе с Лялин -шоу.
В августе 2018 года был, так называемый, «секвей» конкурс. Что такое «секвей»? Это конкурс номеров. Каждая пара придумала себе номер: кто-то в русских костюмах выходил, кто-то танец живота показывал. Мужчина исполнял роль, например, султана какого-то, а женщина наложницу. А мы решили со своей Любой станцевать бразильскую самбу. И заняли третье место. Этот секвей «Москва любовь моя» тоже в рамках «Московского долголетия» проходил в Екатерининском парке. Нас обошли пары, которые более станцованные. Ну что делать.
- Зато у вас теперь большой опыт.
- Да, я являюсь бронзовым призером Москвы. Во всех отношениях.
У меня очень хорошая партнерша Люба Дашкевич. Она бывшая спортсменка по гимнастике. Мы каждый месяц ездим в санаторий «Подлипки»в Подмосковье с концертом. Выступаем перед такими же взрослыми и слегка больными, которые там лечатся. Теперь поедем 23 марта.
- Как вы себя чувствуете?
- Нормально. У меня сахарный диабет, я наблюдаюсь у эндокринолога, каждые 6 месяцев сдаю кровь. Жена следит за мной.
- Я, так понимаю, он не очень вам мешает в жизни? Что дают вам эти танцы?
- Не мешает. Вы знаете, что мне дают танцы? Какая бы судьба не была, а все-таки я мечтал быть артистом и на старости лет, по существу, им стал.
- У Булгакова есть фраза «Бойтесь своих желаний - они имеют свойство сбываться» Мечта сбылась, но в том ли виде, в котором вы хотели?
- Не в том, конечно. Потому что я все-таки хотел быть профессиональным актером и в основном драматическим. А меня судьба к танцам свела. Но я получаю от этого удовольствие, заряд бодрости. Я чувствую к себе интерес. Вот видите, я с роду не думал, что газета мной заинтересуетесь… Какие-то рейтинги… Кто-то мне все время в интернете пишет.
- Поклонники появились?
- Да, поклонники. Родственники интересуются. А я этим живу, получается.
- Ну, и что самое яркое было в вашей танцевальной жизни?
- Самое яркое? Мы же участвовали в «Минуте славы» в 2007 году. В самых первых выпусках. Я увидел приглашение по телевизору. У меня тогда была партнерша Люба Дашкевич. Я ее в охапку, мы приготовили номер - румбу, очень красивый танец. Но когда началась съемка, режиссер говорит: «Этот танец очень медленный грустный, давайте…» В общем им казалось, что интереснее посмотреть на стариков, которые скачут. И мы стали танцевать чачу, а румба-то у нас уже приготовлена. На зрителя, для сцены. А ча-ча-ча - это такой танец, когда мы в конкурсе участвуем, там же нет зрителя с одной стороны, там зритель везде. И поэтому мы не думаем, лицом к зрителям, спиной, мы танцуем, танцуем в конкурсе, как положено.
А здесь мы стали танцевать чачу, и мне нужно было все время думать, чтобы лицом к зрителям, чтоб были какие-то движения спиной, но и стараться быть лицом к зрителю. Мы этот танец станцевали, но не набрали какое-то количество голосов. Но факт, что нас видели, остается фактом.
- Зато вы сделали эту попытку и получили свою минуту славы.
- Да, мы сделали это. Больше того, мы как-то шли тренировку. Вдруг к нам подбегает мальчишка лет может быть 12-13. «Ой, мы вас видели по телевизору, дайте нам автограф». Я говорю, вот она слава пришла.