Пенсионный фонд Российской Федерации информирует
Льготы и гарантии людям предпенсионного возраста
В соответствии с федеральным законом № 350-ФЗ для сохранения и соблюдения прав граждан в законодательство Российской Федерации вводится понятие "предпенсионный возраст".
Для граждан предпенсионного возраста сохраняются льготы и меры социальной поддержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста: бесплатные лекарства и проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов и прочие.
С 2019 года для предпенсионеров также вводятся новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приёме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.
Право на большинство предпенсионных льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода, то есть начиная с 51 года для женщин и 56 лет для мужчин. С 2019 года и далее правом на льготы пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.
Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это прежде всего относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам №1, №2 и др., позволяющим досрочно выходить на пенсию. Наступление предпенсионного возраста и права на льготы в таких случаях возникает за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работу по соответствующей специальности, либо факт работы по соответствующей специальности.
Например, водители общественного городского транспорта при наличии необходимого спецстажа (15 или 20 лет в зависимости от пола) выходят на пенсию в 50 лет (женщины) или 55 лет (мужчины). Это значит, что границы наступления предпенсионного возраста будут установлены для женщин-водителей начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей начиная с 50 лет.
Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Так, школьный учитель, который в марте 2019 года выработает необходимый педагогический стаж, начиная с этого же момента будет считаться предпенсионером.
Для тех, у кого пенсионный возраст с 2019 года не поменялся, тоже есть право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию. Например, у многодетных мам с пятью детьми оно возникает начиная с 45 лет, то есть за 5 лет до обычного для себя
возраста выхода на пенсию (50 лет). При определении статуса предпенсионера в подобных случаях учитываются два фактора. Во-первых, основание, дающее право на досрочное назначение пенсии – им может быть необходимое количество детей, инвалидность, стаж на вредном производстве и пр. А во-вторых, непосредственно возраст назначения пенсии, от которого отсчитывается пятилетний период предоставления льгот.
Исключением, на которое не распространяется правило 5 лет, являются налоговые льготы. Они предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста. Для большинства россиян это 55 или 60 лет в зависимости от пола, а в случае с досрочно выходящими на пенсию людьми – ранее этого возраста. Например, для северян, которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на 5 лет раньше всех остальных, предпенсионным возрастом для получения налоговых льгот соответственно является 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.
Подтверждение предпенсионного статуса
Начиная с 2019 года Пенсионный фонд России запускает новый сервис информирования, через который предоставляются сведения о россиянах, достигших предпенсионного возраста. Эти данные используются органами власти, ведомствами и работодателями для предоставления соответствующих льгот гражданам.
Благодаря сведениям Пенсионного фонда самому предпенсионеру не нужно получать документ, подтверждающий право на льготы, – достаточно просто подать заявление в ведомство, предоставляющее льготу, где уже будет вся необходимая информация. К примеру, граждане предпенсионного возраста освобождены от уплаты имущественного налога на жилье и земельного налога с шести соток земли. Для того чтобы воспользоваться льготой, достаточно просто подать заявление в налоговый орган, специалисты которого самостоятельно сделают запрос в ПФР для подтверждения предпенсионного статуса заявителя.
Аналогичное взаимодействие у ПФР налажено с центрами занятости, которые с 2019 года предоставляют предпенсионерам повышенное пособие по безработице и занимаются программами профессионального переобучения и повышения квалификации предпенсионеров.
Данные ПФР передаются в электронной форме по каналам СМЭВ, через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) и электронное взаимодействие с работодателями. В личном кабинете на официальном сайте ПФР работает электронный сервис, позволяющий заказать справку об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста.
Справку в формате PDF и XML можно получить за несколько секунд. Для этого необходимо войти в Личный кабинет при помощи пароля и логина учетной записи после регистрации на Едином портале государственных услуг , выбрать в разделе «Пенсии» вкладку «Заказать справку (выписку): об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста», после чего указать орган, куда предоставляются сведения, - Федеральная налоговая служба России, орган государственной власти РФ в области содействия занятости населения, работодатель. При желании сформированную справку можно получить на электронную почту, сохранить, распечатать, а также просмотреть в разделе «История обращений».
О новом порядке индексации пенсий и социальной доплате
Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения (пенсия, ЕДВ, ДМО, ДЕМО, иные меры социальной поддержки) не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе проживания. В Москве и Московской области устанавливается региональная доплата, которая выплачивается органами социальной защиты из бюджетов субъектов.
Величина прожиточного минимума пенсионера в Москве в 2019 году составляет 12 115 рублей, в Московской области – 9 908 рублей.
Выплата региональной социальной доплаты в Москве имеет некоторые особенности. Получать региональную социальную доплату к пенсии может любой московский неработающий пенсионер. Но ее размер зависит от следующего.
Если неработающий пенсионер (как и отдельные категории работающих пенсионеров и инвалидов) зарегистрирован по месту жительства в Москве в общей сложности (включая время проживания на присоединенной к Москве территории) не менее 10 лет, доплата будет установлена до уровня городского социального стандарта - до 17 500 рублей.
Если пенсионер зарегистрирован по месту жительства или месту пребывания в столице менее 10 лет, региональная социальная доплата к пенсии устанавливается до прожиточного минимума пенсионера в Москве - до 12 115 рублей.
В соответствии с ранее действовавшим порядком, каждая новая индексация пенсий, ЕДВ увеличивала сумму пенсии и ЕДВ и пропорционально сокращала размер социальной доплаты. Выплаты пенсионеров , даже после индексации, могли оставаться без изменений.
Федеральным законом от 01.04.2019 № 49-ФЗ определен новый порядок выплаты индексации (корректировки) пенсий (страховых, по государственному пенсионному обеспечению) и ЕДВ сверх установленного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума пенсионера. Согласно п.1 ст. 1 указанного Федерального закона размер социальной доплаты к пенсии не подлежит пересмотру в связи с индексацией (корректировкой) пенсий и ЕДВ.
В соответствии с новыми правилами в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры пенсии и ЕДВ без учета их индексации (корректировки), произведенной в текущем году. Таким образом, сначала будет устанавливаться социальная доплата, чтобы довести материальное обеспечение пенсионера до прожиточного минимума в регионе, а затем производиться индексация пенсий и ЕДВ. В результате сумма индексации и будет выплачиваться сверх выплат, доведенных до величины прожиточного минимума пенсионера.
При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением с 1 января величины прожиточного минимума в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера, например, в 2020 году, будут включены размеры денежных выплат с учетом их индексации (корректировки) в 2019 году. Затем, после установления социальной доплаты, пенсия и ЕДВ будут проиндексированы.
ГУ ПФР №2 по городу Москве и Московской области напоминает, что новый порядок распространен и на прошедшие в этом году индексации. Январскую, когда страховые пенсии неработающих пенсионеров были проиндексированы на 7,05%. Февральскую, когда были проиндексированы на 4,3% ежемесячные денежные выплаты. А также апрельскую индексацию на 2 процента пенсий по государственному обеспечению. Суммы проведенных индексаций будут пересчитаны с учетом нового механизма и установлены в новых размерах, начиная с мая. При этом будет произведена доплата причитающихся сумм с 1 января 2019 года.
Перерасчет носит беззаявительный характер.
О поправках в программу материнского капитала
Главное управление ПФР №2 по г. Москве и Московской области напоминает, что начиная с 29 марта вступили в силу поправки в программу материнского капитала, касающиеся распоряжения средствами на улучшение жилищных условий семьи.
Одно из главных изменений коснулось усиления контроля за состоянием жилых помещений, приобретаемых на средства материнского капитала. Согласно новым положениям, сведения органов жилищного надзора о том, что квартира или дом являются непригодными для проживания, теперь признаются законным основанием для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами.
Информацию о состоянии жилого помещения Пенсионный фонд и его территориальные отделения запрашивают в органах местного самоуправления, государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Они предоставляют сведения не только о пригодности помещения для проживания, но и, например, о том, подлежит ли дом сносу или реконструкции.
Указанные сведения ПФР запрашивает практически во всех случаях распоряжения материнским капиталом на улучшение жилищных условий семьи: при покупке жилья, погашении кредита или займа и в случае компенсации расходов на уже построенное жилье.
Внесенные изменения в закон о материнском капитале позволят пресечь злоупотребления при использовании средств на приобретение помещений, непригодных для проживания.
Еще одной мерой по повышению эффективности распоряжения материнским капиталом, согласно поправкам, стало исключение организаций, неподконтрольных Центральному банку, из перечня тех, чьи займы можно оплачивать материнским капиталом. Обычно такие организации предоставляют ипотечные займы по более высокой процентной ставке по сравнению с банковскими кредитами, что значительно увеличивает расходы семей на приобретение жилья и повышает риск несвоевременной оплаты либо невыплаты долга и процентов по займу. Как следствие, семья может потерять заложенное жилье, которое часто является единственным.
Вместе с тем перечень организаций, выдающих займы под использование материнского капитала, дополнен Единым институтом развития в жилищной сфере ДОМ.РФ (ранее – Агентство по ипотечному жилищному кредитованию) и сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами. Таким образом, закон установил исчерпывающий перечень организаций, займы которых могут погашаться материнским капиталом. В него вошли кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы и кредитные сельскохозяйственные потребительские кооперативы, работающие не менее трех лет, а также Единый институт развития в жилищной сфере ДОМ.РФ.
Поправки также закрепили месячный срок, в течение которого ПФР информирует владельца сертификата о том, что материнский капитал израсходован полностью. Уведомление направляется в течение месяца с даты последнего платежа, завершающего расходование средств.
Служба в армии, уход за детьми, инвалидами и престарелыми оцениваются в баллах
В соответствии с законодательством, для формирования пенсионных прав граждан каждый год их трудовой деятельности оценивается в пенсионных баллах, количество которых напрямую зависит от суммы страховых взносов. Но в формировании будущего пенсионного капитала участвуют и социально-значимые периоды, в течение которых человек вынужденно не работал – сюда относится и срочная служба в армии. За каждый год прохождения службы призывники получают 1,8 балла. Столько же баллов можно заработать, ухаживая за инвалидом 1 группы или пожилым человеком старше 80 лет, либо ребенком-инвалидом. Мать, ухаживая за своим первенцем, также за год получает 1,8 балла. Уход за вторым и третьим ребенком оценивается значительно выше - 3,6 балла и 5,4 балла соответственно.
В 2019 году необходимыми условиями для назначения страховой пенсии по старости являются наличие 10 лет страхового стажа и 16,2 баллов. Требования к трудовому минимуму будут ежегодно возрастать – по 1 году и на 2,4 балла за год - до достижения 15 лет и 30 баллов до 2024 - 2025 г.г. Будущие пенсионеры должны обратить на это внимание. При нехватке данных показателей назначение страховой пенсии отодвинется.
Узнать количество уже заработанных пенсионных баллов можно в Личном кабинете гражданина на сайте ПФР. При этом, если гражданин считает, что какие-либо сведения не учтены или учтены не в полном объеме, ему следует заблаговременно обратиться к работодателю для уточнения данных и направления их в Пенсионный фонд
Требования к стажу и количеству баллов при назначении пенсии в 2019 году
Государственное учреждение – Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 2 по г. Москве и Московской области информирует:
Требования к стажу и количеству баллов при назначении пенсии в 2019 году
С 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», согласно которого страховая пенсия по старости формируется в пенсионных баллах: чем их больше, тем выше размер пенсии. Количество баллов напрямую зависит от суммы страховых взносов, перечисленных за сотрудника работодателем: чем выше официальная заработная плата, тем больше работодатель перечисляет взносов на будущую пенсию.
Если в 2018 году для получения права на страховую пенсию необходимо было иметь не менее 9 лет стажа и 13,8 пенсионных балла, то в 2019 году - не менее 10 лет стажа и 16,2 пенсионных балла. Ежегодно количество баллов и стажа будет увеличиваться, пока не станет равным 30 и 15 соответственно. Максимальное количество пенсионных баллов, которое можно «заработать» в 2019 году, составляет 9,13.
Если пенсионных баллов и стажа не будет хватать для возникновения права на пенсию, назначение пенсии отодвинется на тот срок, пока требуемое количество не будет заработано. Если по истечении пяти лет после достижения пенсионного возраста этого достичь не удастся, то вместо страховой пенсии гражданину будет назначена социальная. Узнать о количестве имеющихся пенсионных баллов можно в личном кабинете на сайте ПФР . При этом, если гражданин считает, что какие-либо сведения не учтены или учтены не в полном объеме, он может обратиться к работодателю для уточнения данных.
Также напомним, с 2019 года изменен возраст выхода на пенсию: 65 лет для мужчин и 60 – для женщин. Переходный период продлится до 2028 года, и ежегодно возраст выхода на пенсию будет сдвигаться на один год, пока не достигнет общеустановленного. Для тех, кто уходит на пенсию в 2019-2020 гг., возрастной порог снижается на полгода. Таким образом, граждане, которые собирались на пенсию в этом году, выйдут на нее позже на полгода, а те, кто должен выйти на пенсию в 2020 году, сделают это позже на полтора года.