Наши в Каннах!

Жительница запада Москвы, режиссер Лариса Садилова, со своим новым фильмом едет на главный кинофестиваль мира.

14 мая на Лазурном берегу открылся 72-й Каннский кинофестиваль. Основной конкурс этого киносмотра давно считается площадкой для соревнования титанов, самых знаменитых режиссеров. Увы, не так много российских картин в него попадает, да и не каждый год. Например, в этот раз в основном конкурсе нет ни одного нашего фильма.

Зато во втором каннском конкурсе, который называется «Особый взгляд», целых две российские картины - «Дылда» молодого режиссера Кантемира Балагова и «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой - жительницы нашего округа. Летом прошлого года в нашей газете было опубликовано интервью с Садиловой, в котором она рассказала, как они с мужем нашли и купили дом в Толстопальцеве и как снимали там фильм «Требуется няня». А нынешнюю картину «Однажды в Трубчевске» Садилова снимала в Брянской области.

Кадр из фильма Ларисы Садиловой «Однажды в Трубчевске»

Лариса Садилова родилась в Брянске. С будущей профессией, по ее собственным воспоминаниям, определилась в пять лет: решила стать артисткой. Воплощать мечту в жизнь начала уже в школьные годы - занималась в студии при Театре кукол, ездила со спектаклями по городам и селам Брянской области. А после школы приехала в Москву и поступила во ВГИК, в актерскую группу актерско-режиссерской мастерской знаменитых педагогов - режиссера Сергея Герасимова иактрисы Тамары Макаровой. Садилова называет их «лучшими мастерами в мире» и, как может, пропагандирует режиссерские принципы Герасимова, автора классических фильмов «Молодая гвардия», «Тихий Дон», «У озера», «Журналист», «Дочки-матери». От своего учителя она переняла способность ясно рассказывать историю и относиться к герою с пристальным, но уважительным интересом. Как и Герасимов, Садилова думает как о людях на экране, так и о людях в зале - ей важно, чтобы ее фильмы могли смотреть и понять не только искушенные киноманы, но ипростые зрители.

Лариса Садилова в фильме Сергея Герасимова «Лев Толстой»

Но вернемся к тому периоду, когда Лариса Садилова осваивала актерскую профессию. На 4-м курсе ВГИКа она снялась в последнем фильме своего мастера Сергея Герасимова «Лев Толстой», сыграла бойкую гимназистку, заговорившую в поезде с великим старцем (писателя играл сам Герасимов). И это практически единственное появление Садиловой на экране. В 1987-м году, когда она окончила институт, кинопроизводство в стране стремительно шло на спад. Конец 80-х - начало 90-х - крайне тяжелый период в истории нашего кино, и многие сверстники Садиловой тогда были вынуждены уйти в другие области. Она тоже почти десять лет «молчала», как актриса не работала, потому что не считала достойными те предложения, которые случались. Но в1996-м году Лариса Садилова начала делать фильм как режиссер. Пригодились знания и впечатления, полученные на тех вгиковских лекциях, что были предназначены и для актеров, и для режиссеров. Делалась картина трудно, в течение двух с лишним лет, так как денег было мало, группу собрать на таких условиях было непросто - киношники тогда зарабатывали кто где мог. Но азарта, упрямства и воли Садиловой не занимать. В 1998-м году ее дебютный фильм «С днем рождения!», наконец, был готов, отправлен на фестиваль «Кинотавр» и встречен там с восторгом. Он не просто получил гран-при в конкурсе дебютов, он произвел сенсацию и зажег новую яркую режиссерскую звезду - 32-хлетнюю красавицу Ларису Садилову.

Кадр из фильма Ларисы Садиловой «С днем рождения!»

Нынешний фильм Садиловой «Однажды в Трубчевске» также поедет на «Кинотавр» - но после каннского марафона. В Каннах Садилова еще не была, хотя с предыдущими своими картинами объехала множество престижных киносмотров, среди которых фестивали в Роттердаме и Карловых Варах. Всего в фильмографии этого режиссера восемь картин: «С днем рождения!», «С любовью, Лиля», «Требуется няня», «Ничего личного», «Сынок», «Она», «Сельский показ» (документальный), «Однажды в Трубчевске». Как правило, действие фильмов Садиловой разворачивается в провинциальных российских городах, герои - люди простые (исключение составляет, пожалуй, картина «Требуется няня», главная героиня которой попадает в богатый подмосковныйособняк преуспевающих молодых супругов). Хотя «простые» - обманчивое определение. Живут они, может, и простой, обыденной жизнью, без столичных выкрутасов, но каждый человек - это целый космос - Садилова в этом уверена.

Кадр из фильма Ларисы Садиловой «Требуется няня»

Работница птицефабрики Лиля (героиня фильма «С любовью, Лиля») - творческая личность, выдумщица. Она придумывает себе женихов и пишет им пространные письма, под каждым ставит: «С любовью, Лиля». Смешно? Да, но восхищает ее жизнелюбие и вера в чудо на фоне неурядиц и обыдёнки. Тихоня няня, заступив на работу в богатый дом, раскрывается как монстр, способный разрушить семью («Требуется няня»). Образцовый отец доводит единственного сына до побега из дома и не понимает, чем он заслужил такое глухое неприятие своего тихого, домашнего мальчика. Старая дева-аптекаршапреображается под лучами симпатии, как весенний цветок («Ничего личного»).

Кадр из фильма Ларисы Садиловой «Ничего личного». В главной роли – Зоя Кайдановская

Юная Майя, сбежав из Таджикистана в Россию за возлюбленным-гастарбайтером, переживает не просто географическую одиссею, но огромную человеческую, женскую драму («Она»). Наконец, герои фильма «Однажды в Трубчевске», мужчина и женщина, каждый обремененный семьей, влюблены и мучаются от своей любви, не решаются оставить семьи. Работая с темами, понятными каждому зрителю, Садилова в своих фильмах не выносит мораль, не навешивает ярлыков: этот - плохой, а тот - хороший. Ей интересен человек, нюансы его чувств, психологические, социальные мотивы поступков. В ее картинах зафиксировано время, вкоторое они снимались, среда всегда узнаваема, не абстрактна. Но они не устаревают, так же, как произведения Гоголя, например - потому как определенные человеческие типажи всплывают в каждой эпохе.

Кадр из фильма Ларисы Садиловой «Однажды в Трубчевске»

Что же известно о картине, с которой Садилова едет в Канны? Это третий ее фильм, съемки которого проходили в маленьком городке Трубчевске, что в Брянской области. Она облюбовала его, когда снимала свой фильм «Сынок». Город очень живописный, несуетный - что позволяет съемочной группе сосредоточиться на работе и не отвлекаться на решение многих проблем, неизбежных при съемках в мегаполисе. Трубчане, по рассказам режиссера, приняли киношников радушно и при этом не были назойливы, не отвлекали актеров разговорами и просьбами сфотографироваться (а в «Сынке» снимались известные актеры - Виктор Сухоруков, Евгения Симонова). За несколько лет горожане настолько привыкли к набегам киногруппы, что относятся к съемкам как к чему-то привычному. Более того, жители Трубчевска и окрестностей охотно соглашаются сняться в массовке и даже в эпизодических ролях. Новый фильм Ларисы Садиловой уже представляют как удивительный сплав игрового и документального кино, и сама она в интервью говорит о том, что город Трубчевск стал полноправным героем фильма, что в нем задействовано много горожан, присутствуют почти хроникальные эпизоды жизни города. Она вынесла название города в название фильма в знак благодарности Трубчевску. А еще потому, что эта история вполне могла развернуться там, в этом типично русском тихом городке.

Рабочий момент. На съемках фильма «Однажды в Трубчевске»

Картина Ларисы Садиловой «Однажды в Трубчевске» была включена в каннский конкурс «Особый взгляд» даже не в последний момент, а уже после официального объявления программы. Как и фильм Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», экстренно добавленный в основной конкурс фестиваля. Газетные заголовки тут же запестрели каламбурами, построенными на схожести названий российского и американского фильмов. Пикантности этому сопоставлению добавляет еще то, что исполнитель одной из центральных ролей в фильме Садиловой - актер Егор Баринов - осень похож на Квентина Тарантино и даже играл его в сериале «Убить Тарантину». Вполне возможно, они встретятся на узкой каннской дорожке...

-- Марианна Крушинская


← Сотрудники ГИБДД ЗАО приняли участие в акциях, посвященных 74-ой годовщине Великой Победы

→ РОО «Солнечные дети» приглашают многодетные семьи отметить День семьи